На главную страницу

 

Отечество.© Краеведческий альманах. Выпуск 1.

Москва. Профиздат 1990 г.

 

Рассказы о народах.

 

 

В нашем Отечестве проживают десятки народов, народностей и

национальных групп. Все они имеют свою историю, свои традиции и

обычаи, свой язык, хотя долгое время нас пытались убедить, что цель

нашего общества - устранение национальных отличий и многообразий,

слияние наций и народностей, создание в будущем единой нации.

Задача краеведов и заключается в том, чтобы сохранить из национального

наследия то, что еще можно сохранить, и помочь восстановить то, что

сейчас утрачено, сказать всю правду о тех народах, которые по воле

"отца народов" были несправедливо репрессированы и выселены из мест,

где они проживали многие сотни лет. Таких ни в чем не повинных

 

народов-страдальцев у нас немало: крымские татары, карачаевцы,

чеченцы, ингуши, калмыки, немцы Поволжья... И не все они еще

вернулись к своим родным очагам.

 

Открываем эту рубрику альманаха очерком об одном из таких народов -

крымских татарах, в котором автор излагает свою версию происхождения

этого древнего народа.

 

А. Куркчи

 

Крымские татары

 

О появлении на этно-исторической арене крымских татар до сих пор

бытуют легенды как в научной среде, так и среди самого народа. Но все

легенды порождены, как это ни парадоксально, именно нашим временем.

В угоду еще недавней политике "историческая" картина жизни татар на

Крымском полуострове была сознательно искажена.

©© А когда в послевоенные годы они несправедливо и с жестокостью были высланы из родных мест, появились и своеобразные толкования о происхождении этого народа. Стали высказываться идеи о том, что крымские татары - потомки татаро-монголов,©©© завоевавших© Русь и Крымский полуостров в XIII веке, и что родоначальником этого народа стала часть ордынского войска, оставшаяся в Крыму. Некоторые исследова-

тели утверждали даже, что Крым был протурецким аванпостом на Черном море, насе-

ленным кочевой ордой и приносящим несчастья окружающим народам. Но существует ли народ, состоящий из одних "вредных элементов"?

Если же обратиться к многочисленным©© историко-этническим сведениям, то явственно просматривается совсем другая картина жизни татар в Крыму.

Большой фактический материал об этом народе содержится в латинских, византийских, арабских, итальянских, польских хрониках разных лет, а также

в русских летописях, в росписях Посольского приказа и в архиве ведомства иностранных дел Русского государства. Многое дают для освещения вопро-

са такие науки, как исламоведение, лингвистика, антропология, историческая топонимика и особенно краеведение (ее ветвь-крымоведение), развив-

шееся в 1920-1930-х годах.

©© Крым никогда не являлся изолированной территорией, а© был связан практически со всеми народами Севера и Юга, Востока и Запада, со странами хистианскими и мусульманскими. И по сей день здесь© можно встретить свидетельства материальной культуры разных цивилизаций, которые в таком сединении больше нигде в

мире не встречаются. Крым, по существу, заповедник мировой культуры, с которой можно предметно ознакомиться, что называется, не выезжая из страны. Полуостров© Русской равнины, открытый всем путям, врезается глубоко в море, создавая центр огромной культурной области, которая получила название Понтийской цивили-

зации.

©© Не случайно поэтому постройки, храмы и крепости, гавани и жилые дома соседствуют с мусульманскими мечетями и медресе, возведенными

египетскими, иранскими и турецкими мастерами, а русские дворцы - с итальянскими палаццо и зубчатыми стенами башен генуэзцев, контрастируя со зданиями советских cтрогих 1920-х и помпезных 1940-1950-х годов. Кое-где сохранились горные деревни крымских татар.

©© Первые© века нашей эры Крым отличают развитость и насыщенность городской и сельской жизни-греков на побережье и скифов в степных районах, а затем сарматов, алан и других народов. Южная полоса крымского побережья оставалась за римлянами, их военными гарнизонами. Однако постепенно в Крым устремляются и здесь оседают и другие народы, в том числе греки из Византии, хозары, евреи, армяне, славяне,

основывавшие здесь крепкие хозяйства.

©© Во II веке Великий Рим уводит своих солдат из крепостей Тавриды. Два века спустя© города-государства греков© и бывшие колонии римлян занимают военные отряды готов, германцев восточного крыла, стготов, пришедших сюда мощ-

 

ным потоком с берегов Вислы и из Прибалтики. Казалось, готская цивилизация, крепкая, торговая, восторжествует, тем более что готы в середине IV

века приняли христианство.

©©©© 378 году в Приднепровье и в Крыму готы терпят© ряд жестоких поражении от

гуннов. И многие районы Причерноморья© опустели. Часть готов отошла в горы, которые не интересовали гуннов-степняков, но большинство вернулось

на запад.

©© Далее в течение нескольких столетий развитие горного и степного районов Крыма и его побережья идет по-разному. В горной части полуострова формируются феодальные отношения, которые впоследствии наследовали крымские татары. Их

образ жизни несколько напоминает образ жизни горцев Северного Кавказа, без воинственности правда. В горных и междолинных селениях смешивались,

превращаясь в особый этнос,греки, готы, гунны, аланы, к которым присоединялись выходцы из других регионов. В степях же продолжал торжествовать кочевой,©© привольный образ жизни, связанный с дос достатком природных ресурсов.

Богатейшее по тем временам разноплеменное побережье поддерживало широкие торговые и культурные© связи© со всем ближневосточным миром, Византийской империей, Кавказом.

©© Но вот на исторической арене появилась новая сила-Тюркский каганат. Великий Эль - племенной союз тюрок, связавшим Центральную Азию и Восток Европы в единое государство. В середине VI века тюрки появились в крымских степях и предгорьях.

©© Следует сказать, что Тюркский каганат сыграл важную роль в консолидации тюркоязычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп,составивших впоследствии основу современных тюркоязычных народов.

©© С середины VI века в Крыму устанавливается сложно организованная жизнь кочевых и оседло-кочевых народов, а также жителей городов. Причем большинство населения по языку принадлежало тюркскому миру. Вокруг деревень, поселков, укреплений, воздвигнутых еще сарматами и аланами, стали появляться очаги смешанной по характеру©© общественной жизни. Возникает особая этническая привязанность народа к своей территории. С этого времени ни кочевое, ни оседлое

население не уходит далеко из Крыма, за исключением отселе-

ний и эмиграций, которые были, впрочем, как везде.

©© Мы не будем касаться здесь истории: ухода византийцев,враждовавших© с каганатом,прихода наместника Хазарского каганата, обосновавшегося

на развалинах Тюркского. Об этом полно говорят источники.

Нам важно установить, что в VII-VIII веках, когда большинство населения Хазарского каганата, раскинувшегося от Башкирии и Волги до Днепра

и Кубани, состояло из тюрков, происходит кристаллизация новых народов вокруг естественно-природных территорий.

©© Крым стал одной из значительных территорий этногенеза. Здесь идет процесс превращения племенной разномасштабной жизни в раннегосударственное образование, то есть формируется© варварское© государство. Таких государств

было много на периферии Римской империи и Византии.

©© Весь мир знает половцев, или© куманов, называемых так на европейских языках. Их этническая принадлежность к тюркскому миру не вызывает сомнений. Первый памятник крымскотатарской письменности и

один из наиболее последних куманских - половецких - это "Кодекс-Куманикус", словарь- разговорник, составленный некким европейским миссионером Фактически, как показали исследования, это один и тот же язык. Странного ничего нет, са-

мо казнаппе половцев-кыпчак, а в крымскотатарских семьях и близкородственых©© семейных группах до конца 1920-х годов

сохранялась живая память о своих предках, имевших общее обозначение©© рода - кыпчак.

©© Так что, как говорят этнологи, переход от половцев к том, кого потом назвали татары крымские, был достаточно плавным.

©© С конца XI века в Крым устремляются купцы, агенты торговых домов Италии - Генуи и© Венеции, предприниматели и ремесленники Южной Герма-

нии, Испании, стран Восточного Средиземноморья. Итальянцы основывали торговые колонии, фактории, укрепленные поселения. Появились крепости, похожие на сооружения крестоносцев, стены и башни их можно видеть п сегодня.

©© Во многих местах Крыма "бушевала", как пишет один итальянский паломник, городская жизнь и жизнь латифундий, особенно в районе Судака,бывшей Сугдеи, сплошь состоящей из поместий итальянских фамилий. К 1200-м годам сложилась вполне правильная государственная жизнь, образовалась© первая политическая

структура правителей Крыма, которые во всю соревновались с колонистами и хозяевами©© банков©© Генуи, Венеции за власть над всем полуостровом и

Причерноморьем.©© Сложились первые столицы тюркских властителей - Бахчисарай,©©© Солхат - ныне Старый Крым.

©© Такая сложная эволюция хозяйственной и культурной жизни Крыма в XI-XII веках

привела к закономерному итогу: перед 1220-ми годами, перед появлением монгольских воинских отрядов здесь образовалась довольно монолитная об-

щественная среда.

©© Единственно, что до последнего времени заставляло историков делить историю образования крымскотатарского народа на кумано-тюркскую и собственно© тюрко-крымскую, - это религия. Действительно, до XII века крымские татары, или

тюрки, в основном - язычники, шаманисты,© поклонники древнего религиозного пантеона тенгрианства. После 1250 года начинается массовая исламизация населения Крыма, которая тем самым резко переориентировала политику крымских владетелей на более близкие связи с Египтом, Левантом, и особенно с образовавшейся на Волге Золотой ордой, с улусом Джучи. При этом сам улус Джучи, вся Золотая орда при-

няли религию ислама позже, после 1315-1325 годов при хане Узбеке. Этим и объясняется большое влияние письменности, архитектурных стилей и вообще многих иных черт культуры Крыма на сложение государственной культуры Золотой орды.

©© В 1280-1300 годах Крым и прилегающее©© Причерноморье представляли одно из мощнейших государственных образований Восточной Европы - улус Ногая, по имени которого и произошло наименование части крымскотатарского народа -ногаи, ногайцы. Оно использовалось как название вплоть до последних десятилетий нашего

века.

©© Интересно, что в русских летописях и в письменности, деловых бумагах наимено-вание "крымские татары" практически не встречается - до появления документации генерал-губернатора М. С. Воронцова. Исследование имени "крымские тата-

ры" провел А. А. Шевников, этнолог из Ленинграда. Он рассмотрел этно-культурную ситуацию Крыма и Причерноморья в течение XIII-XVIII веков и сделал этноними-ческие сопоставления по всему корпусу письменных памятников - русских и тюрко-язычных. И установил, что, например, еще в© 1670 году и даже около 1700 го-

дов, то есть во время походов Петра I на Азов, русские источники называли крымских татар, приходивших из степи на Русь,половцами. Наиболее употреби-

тельными наименованиями были "крымцы", или вообще "ордынцы". Татары - слово, которое появилось тоже где-то в XIX веке как самоназвание этносов в Крыму, Казани, на Волге и в Сибири. Ногайцами же называли до конца XIX века жителей засушливых степей Волги и Ставрополья. Это и доказывает, что жизнь этноса -

это одно, а история его наименования - это жизнь слова, не

более.

©© После XIV века история Крымского ханства более или© менее известна. Ни один турист в Крыму не минует Бахчисарайский музей, бывший ханский дворец. В этом замечательном©© музее просвещение туристов поставлено на поток,но однобоко: люди увозят представление о крымских татарах

как о кочевниках, наносивших веками ощутимый урон странам-соседям. Однако о том, как жил народ, не говорится, не показывается. Как жили крестьяне©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©© ведь они в военные походыне хэдилп? Как жили ремесленники, причем и мусульмане,

и христиане, и иудеи жили бок о бок, не только в старых го-

родах, но даже в деревнях. Мало известно о том, что Крым был музеем народов, и в этом музее вплоть до недавнего времени было много места всем:

украинцам из Галиции, цыганам, айсорам, армянам, караимам; евреям-крымчакам, эстонцам , беженцам из разных стран - евреям из Ирана, болгарам и венграм, полякам и немцам из Германии.

©© Любопытно, что вплоть до XVIII века в горных селениях продолжалась замкнутая жизнь населения, смешанного из готов, алан, греков. Готы сохраняли свою самобытность, как ныне реликтовые этносы в горах Гималая или Памира сох-

раняют свою от вторжения цивилизации. У готов был свой князь, свои крепости, неумерший немецкий готский язык. Он сохранялся вплоть до XVIII века, до приезда Екатерины II;

императрица еще застала живых носителей этого языка. В крепости Дорос, столице

большого многонационального государства Феодоро (ныне развалины крепости Мангуп), жил в 780-е годы епископ-просветитель Иоанн Готский. Через

1000 лет, в 1780-е годы, готский митрополит стал руководителем всего многочисленного христианства Крымского ханства. Однако в 1787 году митрополит

готский Игнатий со своей паствой был переселен на новые земли в Новороссию, в город святой Марии на Азовском море - Мариуполь.

©© До 1940-х годов были живы и генуэзцы - крымские татары, ведущие свое родословие от жителей генуэзских поселений, их так и называли - "джено-

вез", и был род дженовез-кып-чак, который мог проследить всех своих представителей на протяжении 700 лет. Целая сеть деревень-поместий в "Го-

тии", то есть от Балаклавы до Феодосии, продолжала существовать до того времени, когда князь Г.Потемкин приобрел Судакскую долину в личное ппользование. (Еще в 1253 год знаменитый монах Рубрук, проехавший через Крым и Монголию к великому хану в Пекин, насчитал между Херсонесом и Судаком "сорок великолепных замков с прислугой". Ныне исследователи средневековья, проживающие в Италии, с удивлением обнаруживают боковые ветви многих итальянских владетельных фамилий за

рубежом, в Крыму.)

©© Крымское ханство как государственный институт со своей династией ведет счет с 1440-х годов. Тогда династия Гиреев вырвалась из-под покровительства ханов Золо-той орды и стала самостоятельной политической силой. 250 лет в Восточной Европе удерживалось государственное равновесие между

тремя© столицами - Внльной, Москвой и Бахчисараем. Крымское ханство территори-ально охватывало все Причерноморье.

©© В Крыму мы видим довольно развитую феодальную структуру национальной жизни. Во главе ее - хан, рядом главнокомандующий войсками - командир конных частей - калга. Окружены они своего рода парламентом - диваном, то есть советом, состо-ящим из пяти беев - князей пяти главных родов. Дворянство у крымских татар было только наследованным и довольно многочисленным - беки, мурзы, тарханы, каждый владел своим уделом.Именно эта удельная система привела к гибели Крымское

ханство в XVIII веке. Феодалы оказали сопротивление нововведениям последнего крымского хана Шагин-Гирея. По воспитанию он был полным европейцем: учился в Константинополе и Петербурге, во Франции, владел иностранными языками,

изучал мусульманское право, а также артиллерию, дипломатию, химию, писал стихи, дружил со многими просветителями своего времени. Горький урок, но своими прогрессивными идеями он в значительной степени способствовал падению государства - оказался бессилен против "консерваторов".

©© Мирная© "этнографическая" жизнь народа началась с первых лет XIX века при русском© императоре©© Александре I Крымские татары, их конные эскадроны участвовали в Отечественной войне 1812 года, заслужили почести и награды.

Татары в Крыму, притесненные в годы правления Екатерины II Потемкиным и другими фаворитами императрицы, вздохнули посвободнее. Многие земли на южном берегу Крыма, однако, они потеряли. Но жизнь быстро улучшалась. Проводились дороги, чинились мосты, сооружались города и пристани, открывались©© международные

гавани. Выросли международные кварталы в старых и новых городах - Симферополе,

Севастополе. Крым стал огромной плантацией новых сортов© винограда, садовых культур, плодовых деревьев. Открылся Никитский ботанический сад, крупнейший в Европе. Появились училища. Стали планироваться на регулярной основе деревни и города. Все это не могло не сказаться на быте крестьян, ремесленников, го-

родских слоев населения.

©© В эти годы идет интенсивное развитие искусства крымских татар, которое соединило в себе разнообразные©© влияния как Средиземноморья, так и Восто-

ка. Язык поэзии и философии в Крыму долгие столетия был персидским. В разработке архитектурного декора при строительстве мечетей, мавзолеев,жилых домов принимали участие малоазиатские мастера. Ковроткачество и ремесло развились необыкновенно сильно,так что Крым был экспортером таких товаров, как ткани, кожи, металл, высоко ценились каракуль и поделки из меха и кож. Совершенно особое место в ис-

тории культуры крымских татар занимала музыка, о которой многие музыковеды в 1920-1930-х годах писали как о необычном синтезе музыкальных© мотивов Передней Азии, Балкан и традиций степного культурного ареала.

©© Большое место в жизни татар имели литература, фольклор. Изучением устной сказительной традиции парода занимались на многих кафедрах университетов Петербурга, Москвы. Харькова и Казани.

©© Для сегодняшних проблем наиболее существенным является время жизни народа в рамках Русского государства в XIX веке. После присоединения Крыма к России происходит нелегкий процесс вживания крымских татар в непривычную ему

атмосферу большого государства, всей РОССИЙСКОЙ империи.

И тут мы замечаем одну черту в поведении крымских татар.Народ пребывает в каком-то предчувствии катастрофы своей национальной духовной жизни,

в каком-то оцепенении. После Крымской войны, когда начались земельные притеснения, крымские татары стали массово эмигрировать. За 1850-1870-е годы эмигрировало свыше 200 тысяч человек, в основном в страны Ближнего Восто-

ка. Эмиграция, конечно, потребовала наиболее энергичных и перспективных лиц©© народа, обескровила его, и, разумеется, этот стихийный отсев не остал-

ся без последствий для культуры. Оскудели людские ресурсы народа, понизился общий тонус его мировосприятия.

©© В середине XIX столетия и затем уже в 60-70-е годы крымскотатарский народ существует в Крыму как бы в двух параллельных измерениях. Он живет наряду с русскими, украинскими, немецкими семьями, втягиваясь в заботы и проб-

лемы всего края, участвуя в формировании©© гражданского общества Крыма. И одновременно после 1850 года крымские татары - особый мир, мир народа, потерявшего во многом привычные ориентиры мировоззрения, который стремится как

бы самоизолироваться, самоуглубиться, чтобы стабилизировать те отношения, которыми он дорожит. Эта самоограничительная деятельность протекает в горных и предгорных районах Крыма и глухих деревушках на берегу моря вдали от

дорог, по которым сдут экипажи путешественников. Многое в желании крымских татар

отойти в сторону, понаблюдать напоминает судьбу готов, судьбу алан, укоренявших-ся в селениях, "недоступных, горноопасных", как писалось в путеводителях конца XIX века.

©© Крым заполняется русскими администраторами, офицерами, интеллигентами, первы-ми богатыми курортниками, купцами, застраивавшими магазинами и отелями вздоро-жавшую землю набережных Ялты и Евпатории. Крымские татары ведут тихий, обсто-ятельный и медлительный образ жизни, пленявших всех путешествовавших по

Крыму, видевших мирных и улыбающихся людей в кофейнях, аш-хане, и придорожных

гостиницах, где пеклись сладости и чебуреки.

©© Народ делал все, чтобы поддерживать©©© ненарушаемость своей© общины называ-емой

джамаат". Нельзя сказать, что это был типично восточныймир. Более всего по духу и стилю жизни он напоминал средиземноморский, то есть стиль жизни прибрежных и горных районов Греции, Малой Азии, Сицилии. Об этом писали и русские ученые, художники, этнологи и среди них выдающийся ориенталист п писатель Е. Марков, в "Очерках Крыма" оставивший незабываемые картины природы и жизни людей в

Крыму. Е. Марков определил

жизнь крымских татар как ".медленное и постепенное восстановление своих сил".

©© Приезжим в Крым казалось,что мир этот спит: ушли в прошлое шум войн, говор базаров восточной торговли, набеги, гаремы - вся та экзотика,которой прельщались читатели романтических журналов. Этих признаков средневековья не было, но по-прежнему были поэты, художники, каллиграфы, сказители, хотя о них никто,кроме ученых-специалистов, не© знал за пределами©© этноса© крымских татар. Впрочем, и о величайшем поэте народа XVII века Ашик-Омере стало широко известно совсем недавно, когда ЮНЕСКО рекомендовала торжественно© ©отметить©© жизнь поэта.

©© И вот только теперь крымские татары после столетнего перерыва могут читать своего поэта XVII века, и само издание его стало фактом мощного желания народа возродить свои древние памятники культуры.

©© К возрождению своей культурной цельности крымские татары стали стремиться в конце XIX века. Среди тех, кто подготовил©© просветительский период, наиболее известен публицист, писатель, издатель, реформатор школьного преподавания Исмаил-бей Гаспринский. происходивший из местечка Гаспра на Южном берегу.

Он жил между 1851 и 1914 го-дами. Учился в военной школе в Москве, жил во Франции, Германии, Турции. В 1880-е годы, будучи городской головой Бахчисарая, задумался о том ффакте, что ни один тюркски народ в России не имеет печат-

ного светского издания - газеты на современном литературном языке. Он и создал эту газету - "Терджиман" ("Переводчик"), которая действительно была голосом крымскотатарского народа на международной и внутрироссийской арене. Га-

зета выполняла роль переводчика (толмача), публикуя новости культурной жизни, новинки литературы. Она распространилась по всему свету - в Магрибе© (Алжире), Египте, Индии, Западном Китае, среди мусульман Средней Азии, Поволжья и Сибири.

©© И. Гаспринский был тем, кого сегодня назвали бы русофилом, ратовал за "русское мусульманство", за тесную связь культур крымских татар, вообще всех мусульман, с Россией и передовой научной мыслью Европы. Похоронен он в Иоса-

фатской долине, одной из красивейших долин в мире, по дороге из Бахчисарая на Чуфут-кале, в долине, воспетой великим А. Мицкевичем. В наши дни подготав-ливается переиздание работ И. Гаспринского,сделавшего так много для вы-

хода крымских татар на большой путь истории в XX веке.

©©© В начале XX века многое способствовало©© возрождению крымскотатарского народа: и его укрепившийся собственный взгляд на себя, и уважительное

отношение приезжавших из Петербурга, Москвы ученых, писателей, художников, врачей.

©© Татары узнавали себя, они как бы раскрылись внешнему мирую.Их черты характера обрисовывали в своих письмах или публицистике А. Чехов, В. Вересаев, М. Волошин, С. Сергеев-Ценский.

©© А дальше - прорыв в 1920-1930-е годы. Это был прорыв к новой культуре, гума-низму, к новому отношению к искусству и просвещению - небывалого и неизведанного качества. Среди крымских татар уже в конце 20-х годов не было неграмотных.©© Городские©© жители крымские татары вывели далеко вперед национальную куль

 

туру. В Москве, Ленинграде, в других больших городах учились тысячи молодых людей,

выдвиженцев из глухих деревень, чабанских семей. Они образовывали свои колонии в

больших городах, где продолжали образование. Необыкновенно быстро развивался театр, возник музыкальный спектакль,вещь невиданная вообще на Востоке. Появились кино, новая©© живопись, архитектура. Возникли кафедры в Крымском университете, научные институты языка, истории этнографии. Крымская©© автономия© была

практически первой мусульманской республикой, легко и безболезненно вышедшей

на европейский уровень сложения национальной жизни. Крым был, по выражению журнала "Новый Восток", аванпостом советской культуры на Востоке.

©© В 1930-е годы крымские татары, как и все народы нашей страны, ощутили удары по народной интеллигенции. Но потенциал народа оставался огромным, не до конца реализованным. И вот эта жизнь ока-

залась©© прерванной, внезапно ночью 18 мая 1944 года, когда все население праздновало освобождение©© полуострова от фашистов. Крымские татары были высланы с жестокостью и© бессмысленными©© обвинениями.

©© Высланы семьями, невзирая на то, что их кормильцы находились на фронте. Но и с фронта в разгар военных действий весны 1944 года военнослужащие крымскотатарс-кой национальности отправлялись в места высылки народа.

©© По данным на 1941 год, насчитывалось до 230 тысяч крымских татар. Из этого числа около 20 процентов находилось на фронте, в основном молодые мужчины, среди которых было много добровольцев.

©© Ссылка оказалась для всего народа тяжелейшей долой. На сборы отводилось от 15 минут до часа. Десятки тысяч семей были собраны на пунктах приемки и по железной дороге в товарных вагонах отправлены на восток. В Караганде, Перми, Кузбассе, на самом востоке Казахстана - в безводной Джун-гарпи, похоронены многочисленные жертвы войны. Именно войны, потому что со ссыльными обращались хуже, чем с не-

мецкими военнопленными. По неофициальным, еще не до конца подтвержденным данным, но с которыми согласны все специалисты, занимающиеся истори© ей депортаций, в первый год высылки - в дороге, которая длилась месяцами, и в первую же зиму погибло до 45 процентов народа. Никто, естественно, не вел учета ни погибшим, ни

захоронениям, только память стариков еще держит воспоминания о местах заключения

крымских татар.

©© А затем началась та фальсификация истории, от которой наше общество не свободно и сегодня. Постановление Государственного Комитета Обороны от 11 мая 1944 года, на основании которого подверглись ссылке наряду с крымскими та-

тарами греки, болгары, немцы и на которое многочисленные лжеисторики ссылаются, на самом деле попросту отсутствует.

Комиссия Верховного Совета по проблемам крымских татар затребовала текст постановления, и в архивах СССР такого документа не оказалось. На са-

мом деле был только личный приказ товарища Сталина наркому НКВД Берия ввести войска внутренних дел в Крым и произвести <выемку> парода в течение одной ночи.

©© Все оказалось фальсификацией. Все долгие десятилетия то откровенно в печати, то в <неформальных> разговорах на разных уровнях шла обработка общественного мнения о предательстве крымских татар.

©© Еще недавно утверждалось,что 40 тысяч крымских татар сотрудничали с немцами: 20 тысяч воевали на стороне Германии и 20 тысяч участвовали в полицейских акциях. Но такого числа мужского населения в годы войны в Крыму вообще

не было, исключая стариков и детей. Конечно, Советской власти необходимо было судить тех людей, которые сотрудничали с фашистами.©© Но наказывать весь парод? Сегодня известны имена незадачливых военных и политических©© руководителей,

которые провалили ряд операций в Крыму и, чтобы оправдаться, списали свои неудачи на крымских татар и греков, а в своих доносах убедили весь

мир, что татары - предатели.

©© ТАСС в 1987 году громогласно еще раз заявил об этом, не постеснявшись повторить заведомую ложь о том, что крымские татары сжигали в печах

пленных (никаких подтверждений), провозгласили хана (вымысел от начала до конца), мешали партизанам (в то время как архивы полны свидетельств

о большом участии крымских татар в подпольном движении в годы оккупации и в военных действиях партизан). Но если в 1987 году еще можно было оправдывать депортацию народа <вынужденной необходимостью, диктовавшейся суровыми

условиями>, то в 1989 году в Декларации Верховного Совета массовые депортации названы исторически точными© словами - незаконными и преступ-

ными. И уже экскурсантам,посещающпм Крым, начинают честно рассказывать о героях

воины - крымских©© татарах,среди которых дважды Герой Советского Союза летчик Ах-мет-хан Султан, подбивший© за годы войны несколько десятков самолетов противника.

©© Интересно, кто же все-таки был автором провокации ТАСС в 1987 году, после которой тысячи крымских татар бросились в центр Москвы и на Красной

площади устроили сидячие демонстрации? Автор и по сей день неизвестен.

©© Несправедливые акты теперь отменены, все позади. Народ возвращается в Крым. Но очень долгим оказался его путь домой. И не все еще нынешние жители Крыма понимают, что вся ложь, которой были окутаны межнациональные отношения в Крыму, была только ложью и не более. Со временем будет раскрыта вся история жизни народа в ссылке, на поселении. Станет известна и история его борьбы за национальное восстановление своих человеческих и политических прав.

Я процитирую лишь один документ того времени. Указ Президиума Верховного©© Совета СССР от 26 ноября 1948 года о том, что <немцы, калмыки,

ингуши, финны, крымские татары и др. переселены в предоставленные районы навечно

и что выезд их с мест поселения© без особого разрешения органов МВД карается каторжными работами до 20 лет>. Все ссыльные крымские татары в обязательном порядке подписала это спецразъяснение.

©© Освобождение как будто пришло в 1956 году. Но, увы, объявленная свобода всего-навсего снимала спецнадзор со ссыльных людей. И еще 11 лет крым-

ские татары ждали Указа об уравнении их в правах с остальными гражданами СССР,

и только в 1967 году было разрешено им поселяться в Крыму. Но и это оказалось ловушкой, поскольку несколько десятков семей, поехавших в Крым, столкнувшись с нечеловеческими преградами, вернулись назад. В 1978 году был принят еще один тайный закон, по которому крымским татарам было запрещено приобретать дома и получать место работы в Крыму. И началась война за выживание - крымские тата-

ры приезжали в Крым, но работы не получали, дома, которые они могли по соглашению с владельцем купить, не регистрировались© как© собственность. Бульдозерами сносились те жилища, которые крымские татары строили всей семьей.

Появились случаи самосожжения людей. В течение 1978-1987 годов шла настоящая война на выживание - невидимая миру, но отчетливо выраженная в тактике поведения администрации нашей страны.

©© Борьба за право на возвращение в Крым длилась 33 года и 3 месяца.

В ноябре 1989 года Верховный Совет СССР принял историческое постановление о сня-тии с крымских татар тяжких ложных обвинении, о предоставления им полного права

возвращения, для чего были созданы Правительственная комиссия по организации возвращения народа домой, и признано необходимым восстановить Крымскую АССР как автономнную республику©© в©© рамках УССР. Составлена программа возвращения народа до 1995-1996 годов. Все крымские татары, пожелавшие возвратиться,

вернутся на родину предков.

©© В борьбе за политические и гражданские права крымские татары создали массовые организации, которые в настоящее время помогают народу организоваться, чтобы без ненужных осложнений вернуться на родину. Для координации культурных и политических действий в Москве в 1988 году создана общественно-политическая организация <Крым>.

©© Последствия прерванной мирной жизни в Крыму оказались катастрофическими, и национальной культуре крымских татар предстоит начинать практи-

чески с пустого места.

 

На главную страницу

 

©