Отечество.© Краеведческий альманах. Выпуск 1.
Москва.
Профиздат 1990 г.
Рассказы
о народах.
В нашем
Отечестве проживают десятки народов, народностей и
национальных
групп. Все они имеют свою историю, свои традиции и
обычаи,
свой язык, хотя долгое время нас пытались убедить, что цель
нашего
общества - устранение национальных отличий и многообразий,
слияние
наций и народностей, создание в будущем единой нации.
Задача
краеведов и заключается в том, чтобы сохранить из национального
наследия
то, что еще можно сохранить, и помочь восстановить то, что
сейчас
утрачено, сказать всю правду о тех народах, которые по воле
"отца
народов" были несправедливо репрессированы и выселены из мест,
где они
проживали многие сотни лет. Таких ни в чем не повинных
народов-страдальцев
у нас немало: крымские татары, карачаевцы,
чеченцы,
ингуши, калмыки, немцы Поволжья... И не все они еще
вернулись
к своим родным очагам.
Открываем
эту рубрику альманаха очерком об одном из таких народов -
крымских
татарах, в котором автор излагает свою версию происхождения
этого
древнего народа.
А.
Куркчи
Крымские
татары
О
появлении на этно-исторической арене крымских татар до сих пор
бытуют
легенды как в научной среде, так и среди самого народа. Но все
легенды
порождены, как это ни парадоксально, именно нашим временем.
В угоду
еще недавней политике "историческая" картина жизни татар на
Крымском
полуострове была сознательно искажена.
©© А когда в послевоенные годы они
несправедливо и с жестокостью были высланы из родных мест, появились и
своеобразные толкования о происхождении этого народа. Стали высказываться идеи
о том, что крымские татары - потомки татаро-монголов,©©© завоевавших© Русь и
Крымский полуостров в XIII веке, и что родоначальником этого народа стала часть
ордынского войска, оставшаяся в Крыму. Некоторые исследова-
тели
утверждали даже, что Крым был протурецким аванпостом на Черном море, насе-
ленным
кочевой ордой и приносящим несчастья окружающим народам. Но существует ли
народ, состоящий из одних "вредных элементов"?
Если же
обратиться к многочисленным©©
историко-этническим сведениям, то явственно просматривается совсем
другая картина жизни татар в Крыму.
Большой
фактический материал об этом народе содержится в латинских, византийских,
арабских, итальянских, польских хрониках разных лет, а также
в
русских летописях, в росписях Посольского приказа и в архиве ведомства
иностранных дел Русского государства. Многое дают для освещения вопро-
са
такие науки, как исламоведение, лингвистика, антропология, историческая
топонимика и особенно краеведение (ее ветвь-крымоведение), развив-
шееся в
1920-1930-х годах.
©© Крым никогда не являлся изолированной
территорией, а© был связан практически
со всеми народами Севера и Юга, Востока и Запада, со странами хистианскими и
мусульманскими. И по сей день здесь©
можно встретить свидетельства материальной культуры разных цивилизаций,
которые в таком сединении больше нигде в
мире не
встречаются. Крым, по существу, заповедник мировой культуры, с которой можно
предметно ознакомиться, что называется, не выезжая из страны. Полуостров© Русской равнины, открытый всем путям,
врезается глубоко в море, создавая центр огромной культурной области, которая
получила название Понтийской цивили-
зации.
©© Не случайно поэтому постройки, храмы и
крепости, гавани и жилые дома соседствуют с мусульманскими мечетями и медресе,
возведенными
египетскими,
иранскими и турецкими мастерами, а русские дворцы - с итальянскими палаццо и
зубчатыми стенами башен генуэзцев, контрастируя со зданиями советских cтрогих
1920-х и помпезных 1940-1950-х годов. Кое-где сохранились горные деревни
крымских татар.
©© Первые©
века нашей эры Крым отличают развитость и насыщенность городской и
сельской жизни-греков на побережье и скифов в степных районах, а затем
сарматов, алан и других народов. Южная полоса крымского побережья оставалась за
римлянами, их военными гарнизонами. Однако постепенно в Крым устремляются и
здесь оседают и другие народы, в том числе греки из Византии, хозары, евреи,
армяне, славяне,
основывавшие
здесь крепкие хозяйства.
©© Во II веке Великий Рим уводит своих солдат
из крепостей Тавриды. Два века спустя©
города-государства греков© и
бывшие колонии римлян занимают военные отряды готов, германцев восточного
крыла, стготов, пришедших сюда мощ-
ным
потоком с берегов Вислы и из Прибалтики. Казалось, готская цивилизация,
крепкая, торговая, восторжествует, тем более что готы в середине IV
века
приняли христианство.
©©©© 378 году в Приднепровье и в Крыму готы
терпят© ряд жестоких поражении от
гуннов.
И многие районы Причерноморья© опустели.
Часть готов отошла в горы, которые не интересовали гуннов-степняков, но
большинство вернулось
на
запад.
©© Далее в течение нескольких столетий
развитие горного и степного районов Крыма и его побережья идет по-разному. В
горной части полуострова формируются феодальные отношения, которые впоследствии
наследовали крымские татары. Их
образ
жизни несколько напоминает образ жизни горцев Северного Кавказа, без
воинственности правда. В горных и междолинных селениях смешивались,
превращаясь
в особый этнос,греки, готы, гунны, аланы, к которым присоединялись выходцы из
других регионов. В степях же продолжал торжествовать кочевой,©© привольный образ жизни, связанный с дос
достатком природных ресурсов.
Богатейшее
по тем временам разноплеменное побережье поддерживало широкие торговые и
культурные© связи© со всем ближневосточным миром, Византийской
империей, Кавказом.
©© Но вот на исторической арене появилась
новая сила-Тюркский каганат. Великий Эль - племенной союз тюрок, связавшим
Центральную Азию и Восток Европы в единое государство. В середине VI века тюрки
появились в крымских степях и предгорьях.
©© Следует сказать, что Тюркский каганат
сыграл важную роль в консолидации тюркоязычного населения Евразии и способствовал
дальнейшему развитию этнических групп,составивших впоследствии основу
современных тюркоязычных народов.
©© С середины VI века в Крыму устанавливается
сложно организованная жизнь кочевых и оседло-кочевых народов, а также жителей
городов. Причем большинство населения по языку принадлежало тюркскому миру.
Вокруг деревень, поселков, укреплений, воздвигнутых еще сарматами и аланами,
стали появляться очаги смешанной по характеру©©
общественной жизни. Возникает особая этническая привязанность народа к
своей территории. С этого времени ни кочевое, ни оседлое
население
не уходит далеко из Крыма, за исключением отселе-
ний и
эмиграций, которые были, впрочем, как везде.
©© Мы не будем касаться здесь истории: ухода
византийцев,враждовавших© с
каганатом,прихода наместника Хазарского каганата, обосновавшегося
на
развалинах Тюркского. Об этом полно говорят источники.
Нам
важно установить, что в VII-VIII веках, когда большинство населения Хазарского
каганата, раскинувшегося от Башкирии и Волги до Днепра
и
Кубани, состояло из тюрков, происходит кристаллизация новых народов вокруг
естественно-природных территорий.
©© Крым стал одной из значительных территорий
этногенеза. Здесь идет процесс превращения племенной разномасштабной жизни в
раннегосударственное образование, то есть формируется© варварское© государство.
Таких государств
было
много на периферии Римской империи и Византии.
©© Весь мир знает половцев, или© куманов, называемых так на европейских
языках. Их этническая принадлежность к тюркскому миру не вызывает сомнений.
Первый памятник крымскотатарской письменности и
один из
наиболее последних куманских - половецких - это "Кодекс-Куманикус",
словарь- разговорник, составленный некким европейским миссионером Фактически,
как показали исследования, это один и тот же язык. Странного ничего нет, са-
мо
казнаппе половцев-кыпчак, а в крымскотатарских семьях и близкородственых©© семейных группах до конца 1920-х годов
сохранялась
живая память о своих предках, имевших общее обозначение©© рода - кыпчак.
©© Так что, как говорят этнологи, переход от
половцев к том, кого потом назвали татары крымские, был достаточно плавным.
©© С конца XI века в Крым устремляются купцы,
агенты торговых домов Италии - Генуи и©
Венеции, предприниматели и ремесленники Южной Герма-
нии,
Испании, стран Восточного Средиземноморья. Итальянцы основывали торговые
колонии, фактории, укрепленные поселения. Появились крепости, похожие на
сооружения крестоносцев, стены и башни их можно видеть п сегодня.
©© Во многих местах Крыма
"бушевала", как пишет один итальянский паломник, городская жизнь и
жизнь латифундий, особенно в районе Судака,бывшей Сугдеи, сплошь состоящей из
поместий итальянских фамилий. К 1200-м годам сложилась вполне правильная
государственная жизнь, образовалась©
первая политическая
структура
правителей Крыма, которые во всю соревновались с колонистами и хозяевами©© банков©©
Генуи, Венеции за власть над всем полуостровом и
Причерноморьем.©© Сложились первые столицы тюркских
властителей - Бахчисарай,©©© Солхат -
ныне Старый Крым.
©© Такая сложная эволюция хозяйственной и
культурной жизни Крыма в XI-XII веках
привела
к закономерному итогу: перед 1220-ми годами, перед появлением монгольских
воинских отрядов здесь образовалась довольно монолитная об-
щественная
среда.
©© Единственно, что до последнего времени
заставляло историков делить историю образования крымскотатарского народа на
кумано-тюркскую и собственно©
тюрко-крымскую, - это религия. Действительно, до XII века крымские
татары, или
тюрки,
в основном - язычники, шаманисты,©
поклонники древнего религиозного пантеона тенгрианства. После 1250 года
начинается массовая исламизация населения Крыма, которая тем самым резко
переориентировала политику крымских владетелей на более близкие связи с
Египтом, Левантом, и особенно с образовавшейся на Волге Золотой ордой, с улусом
Джучи. При этом сам улус Джучи, вся Золотая орда при-
няли
религию ислама позже, после 1315-1325 годов при хане Узбеке. Этим и объясняется
большое влияние письменности, архитектурных стилей и вообще многих иных черт
культуры Крыма на сложение государственной культуры Золотой орды.
©© В 1280-1300 годах Крым и прилегающее©© Причерноморье представляли одно из
мощнейших государственных образований Восточной Европы - улус Ногая, по имени
которого и произошло наименование части крымскотатарского народа -ногаи,
ногайцы. Оно использовалось как название вплоть до последних десятилетий нашего
века.
©© Интересно, что в русских летописях и в
письменности, деловых бумагах наимено-вание "крымские татары"
практически не встречается - до появления документации генерал-губернатора М.
С. Воронцова. Исследование имени "крымские тата-
ры"
провел А. А. Шевников, этнолог из Ленинграда. Он рассмотрел этно-культурную
ситуацию Крыма и Причерноморья в течение XIII-XVIII веков и сделал
этноними-ческие сопоставления по всему корпусу письменных памятников - русских
и тюрко-язычных. И установил, что, например, еще в© 1670 году и даже около 1700 го-
дов, то
есть во время походов Петра I на Азов, русские источники называли крымских татар,
приходивших из степи на Русь,половцами. Наиболее употреби-
тельными
наименованиями были "крымцы", или вообще "ордынцы". Татары
- слово, которое появилось тоже где-то в XIX веке как самоназвание этносов в
Крыму, Казани, на Волге и в Сибири. Ногайцами же называли до конца XIX века
жителей засушливых степей Волги и Ставрополья. Это и доказывает, что жизнь
этноса -
это
одно, а история его наименования - это жизнь слова, не
более.
©© После XIV века история Крымского ханства
более или© менее известна. Ни один турист
в Крыму не минует Бахчисарайский музей, бывший ханский дворец. В этом
замечательном©© музее просвещение
туристов поставлено на поток,но однобоко: люди увозят представление о крымских
татарах
как о
кочевниках, наносивших веками ощутимый урон странам-соседям. Однако о том, как
жил народ, не говорится, не показывается. Как жили крестьяне©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©
ведь они в военные походыне хэдилп? Как жили ремесленники, причем и
мусульмане,
и
христиане, и иудеи жили бок о бок, не только в старых го-
родах,
но даже в деревнях. Мало известно о том, что Крым был музеем народов, и в этом
музее вплоть до недавнего времени было много места всем:
украинцам
из Галиции, цыганам, айсорам, армянам, караимам; евреям-крымчакам, эстонцам ,
беженцам из разных стран - евреям из Ирана, болгарам и венграм, полякам и
немцам из Германии.
©© Любопытно, что вплоть до XVIII века в
горных селениях продолжалась замкнутая жизнь населения, смешанного из готов,
алан, греков. Готы сохраняли свою самобытность, как ныне реликтовые этносы в
горах Гималая или Памира сох-
раняют
свою от вторжения цивилизации. У готов был свой князь, свои крепости, неумерший
немецкий готский язык. Он сохранялся вплоть до XVIII века, до приезда Екатерины
II;
императрица
еще застала живых носителей этого языка. В крепости Дорос, столице
большого
многонационального государства Феодоро (ныне развалины крепости Мангуп), жил в
780-е годы епископ-просветитель Иоанн Готский. Через
1000
лет, в 1780-е годы, готский митрополит стал руководителем всего многочисленного
христианства Крымского ханства. Однако в 1787 году митрополит
готский
Игнатий со своей паствой был переселен на новые земли в Новороссию, в город
святой Марии на Азовском море - Мариуполь.
©© До 1940-х годов были живы и генуэзцы -
крымские татары, ведущие свое родословие от жителей генуэзских поселений, их
так и называли - "джено-
вез",
и был род дженовез-кып-чак, который мог проследить всех своих представителей на
протяжении 700 лет. Целая сеть деревень-поместий в "Го-
тии",
то есть от Балаклавы до Феодосии, продолжала существовать до того времени,
когда князь Г.Потемкин приобрел Судакскую долину в личное ппользование. (Еще в
1253 год знаменитый монах Рубрук, проехавший через Крым и Монголию к великому
хану в Пекин, насчитал между Херсонесом и Судаком "сорок великолепных
замков с прислугой". Ныне исследователи средневековья, проживающие в
Италии, с удивлением обнаруживают боковые ветви многих итальянских владетельных
фамилий за
рубежом,
в Крыму.)
©© Крымское ханство как государственный
институт со своей династией ведет счет с 1440-х годов. Тогда династия Гиреев
вырвалась из-под покровительства ханов Золо-той орды и стала самостоятельной
политической силой. 250 лет в Восточной Европе удерживалось государственное
равновесие между
тремя© столицами - Внльной, Москвой и Бахчисараем.
Крымское ханство территори-ально охватывало все Причерноморье.
©© В Крыму мы видим довольно развитую
феодальную структуру национальной жизни. Во главе ее - хан, рядом
главнокомандующий войсками - командир конных частей - калга. Окружены они
своего рода парламентом - диваном, то есть советом, состо-ящим из пяти беев -
князей пяти главных родов. Дворянство у крымских татар было только
наследованным и довольно многочисленным - беки, мурзы, тарханы, каждый владел
своим уделом.Именно эта удельная система привела к гибели Крымское
ханство
в XVIII веке. Феодалы оказали сопротивление нововведениям последнего крымского
хана Шагин-Гирея. По воспитанию он был полным европейцем: учился в
Константинополе и Петербурге, во Франции, владел иностранными языками,
изучал
мусульманское право, а также артиллерию, дипломатию, химию, писал стихи, дружил
со многими просветителями своего времени. Горький урок, но своими
прогрессивными идеями он в значительной степени способствовал падению
государства - оказался бессилен против "консерваторов".
©© Мирная©
"этнографическая" жизнь народа началась с первых лет XIX века
при русском© императоре©© Александре I Крымские татары, их конные
эскадроны участвовали в Отечественной войне 1812 года, заслужили почести и
награды.
Татары
в Крыму, притесненные в годы правления Екатерины II Потемкиным и другими
фаворитами императрицы, вздохнули посвободнее. Многие земли на южном берегу
Крыма, однако, они потеряли. Но жизнь быстро улучшалась. Проводились дороги,
чинились мосты, сооружались города и пристани, открывались©© международные
гавани.
Выросли международные кварталы в старых и новых городах - Симферополе,
Севастополе.
Крым стал огромной плантацией новых сортов©
винограда, садовых культур, плодовых деревьев. Открылся Никитский
ботанический сад, крупнейший в Европе. Появились училища. Стали планироваться
на регулярной основе деревни и города. Все это не могло не сказаться на быте
крестьян, ремесленников, го-
родских
слоев населения.
©© В эти годы идет интенсивное развитие
искусства крымских татар, которое соединило в себе разнообразные©© влияния как Средиземноморья, так и Восто-
ка.
Язык поэзии и философии в Крыму долгие столетия был персидским. В разработке
архитектурного декора при строительстве мечетей, мавзолеев,жилых домов
принимали участие малоазиатские мастера. Ковроткачество и ремесло развились
необыкновенно сильно,так что Крым был экспортером таких товаров, как ткани,
кожи, металл, высоко ценились каракуль и поделки из меха и кож. Совершенно
особое место в ис-
тории
культуры крымских татар занимала музыка, о которой многие музыковеды в
1920-1930-х годах писали как о необычном синтезе музыкальных© мотивов Передней Азии, Балкан и традиций
степного культурного ареала.
©© Большое место в жизни татар имели
литература, фольклор. Изучением устной сказительной традиции парода занимались
на многих кафедрах университетов Петербурга, Москвы. Харькова и Казани.
©© Для сегодняшних проблем наиболее
существенным является время жизни народа в рамках Русского государства в XIX
веке. После присоединения Крыма к России происходит нелегкий процесс вживания
крымских татар в непривычную ему
атмосферу
большого государства, всей РОССИЙСКОЙ империи.
И тут
мы замечаем одну черту в поведении крымских татар.Народ пребывает в каком-то
предчувствии катастрофы своей национальной духовной жизни,
в
каком-то оцепенении. После Крымской войны, когда начались земельные
притеснения, крымские татары стали массово эмигрировать. За 1850-1870-е годы
эмигрировало свыше 200 тысяч человек, в основном в страны Ближнего Восто-
ка.
Эмиграция, конечно, потребовала наиболее энергичных и перспективных лиц©© народа, обескровила его, и, разумеется,
этот стихийный отсев не остал-
ся без
последствий для культуры. Оскудели людские ресурсы народа, понизился общий
тонус его мировосприятия.
©© В середине XIX столетия и затем уже в
60-70-е годы крымскотатарский народ существует в Крыму как бы в двух
параллельных измерениях. Он живет наряду с русскими, украинскими, немецкими
семьями, втягиваясь в заботы и проб-
лемы
всего края, участвуя в формировании©©
гражданского общества Крыма. И одновременно после 1850 года крымские
татары - особый мир, мир народа, потерявшего во многом привычные ориентиры
мировоззрения, который стремится как
бы
самоизолироваться, самоуглубиться, чтобы стабилизировать те отношения, которыми
он дорожит. Эта самоограничительная деятельность протекает в горных и
предгорных районах Крыма и глухих деревушках на берегу моря вдали от
дорог,
по которым сдут экипажи путешественников. Многое в желании крымских татар
отойти
в сторону, понаблюдать напоминает судьбу готов, судьбу алан, укоренявших-ся в
селениях, "недоступных, горноопасных", как писалось в путеводителях
конца XIX века.
©© Крым заполняется русскими администраторами,
офицерами, интеллигентами, первы-ми богатыми курортниками, купцами,
застраивавшими магазинами и отелями вздоро-жавшую землю набережных Ялты и
Евпатории. Крымские татары ведут тихий, обсто-ятельный и медлительный образ
жизни, пленявших всех путешествовавших по
Крыму,
видевших мирных и улыбающихся людей в кофейнях, аш-хане, и придорожных
гостиницах,
где пеклись сладости и чебуреки.
©© Народ делал все, чтобы поддерживать©©© ненарушаемость своей© общины называ-емой
джамаат".
Нельзя сказать, что это был типично восточныймир. Более всего по духу и стилю
жизни он напоминал средиземноморский, то есть стиль жизни прибрежных и горных
районов Греции, Малой Азии, Сицилии. Об этом писали и русские ученые, художники,
этнологи и среди них выдающийся ориенталист п писатель Е. Марков, в
"Очерках Крыма" оставивший незабываемые картины природы и жизни людей
в
Крыму.
Е. Марков определил
жизнь
крымских татар как ".медленное и постепенное восстановление своих
сил".
©© Приезжим в Крым казалось,что мир этот спит:
ушли в прошлое шум войн, говор базаров восточной торговли, набеги, гаремы - вся
та экзотика,которой прельщались читатели романтических журналов. Этих признаков
средневековья не было, но по-прежнему были поэты, художники, каллиграфы,
сказители, хотя о них никто,кроме ученых-специалистов, не© знал за пределами©© этноса© крымских татар.
Впрочем, и о величайшем поэте народа XVII века Ашик-Омере стало широко известно
совсем недавно, когда ЮНЕСКО рекомендовала торжественно© ©отметить©© жизнь поэта.
©© И вот только теперь крымские татары после
столетнего перерыва могут читать своего поэта XVII века, и само издание его
стало фактом мощного желания народа возродить свои древние памятники культуры.
©© К возрождению своей культурной цельности
крымские татары стали стремиться в конце XIX века. Среди тех, кто
подготовил©© просветительский период,
наиболее известен публицист, писатель, издатель, реформатор школьного
преподавания Исмаил-бей Гаспринский. происходивший из местечка Гаспра на Южном
берегу.
Он жил
между 1851 и 1914 го-дами. Учился в военной школе в Москве, жил во Франции,
Германии, Турции. В 1880-е годы, будучи городской головой Бахчисарая, задумался
о том ффакте, что ни один тюркски народ в России не имеет печат-
ного светского
издания - газеты на современном литературном языке. Он и создал эту газету -
"Терджиман" ("Переводчик"), которая действительно была
голосом крымскотатарского народа на международной и внутрироссийской арене. Га-
зета
выполняла роль переводчика (толмача), публикуя новости культурной жизни,
новинки литературы. Она распространилась по всему свету - в Магрибе© (Алжире), Египте, Индии, Западном Китае,
среди мусульман Средней Азии, Поволжья и Сибири.
©© И. Гаспринский был тем, кого сегодня
назвали бы русофилом, ратовал за "русское мусульманство", за тесную
связь культур крымских татар, вообще всех мусульман, с Россией и передовой
научной мыслью Европы. Похоронен он в Иоса-
фатской
долине, одной из красивейших долин в мире, по дороге из Бахчисарая на Чуфут-кале,
в долине, воспетой великим А. Мицкевичем. В наши дни подготав-ливается
переиздание работ И. Гаспринского,сделавшего так много для вы-
хода
крымских татар на большой путь истории в XX веке.
©©© В начале XX века многое
способствовало©© возрождению крымскотатарского
народа: и его укрепившийся собственный взгляд на себя, и уважительное
отношение
приезжавших из Петербурга, Москвы ученых, писателей, художников, врачей.
©© Татары узнавали себя, они как бы раскрылись
внешнему мирую.Их черты характера обрисовывали в своих письмах или публицистике
А. Чехов, В. Вересаев, М. Волошин, С. Сергеев-Ценский.
©© А дальше - прорыв в 1920-1930-е годы. Это
был прорыв к новой культуре, гума-низму, к новому отношению к искусству и
просвещению - небывалого и неизведанного качества. Среди крымских татар уже в
конце 20-х годов не было неграмотных.©©
Городские©© жители крымские
татары вывели далеко вперед национальную куль
туру. В
Москве, Ленинграде, в других больших городах учились тысячи молодых людей,
выдвиженцев
из глухих деревень, чабанских семей. Они образовывали свои колонии в
больших
городах, где продолжали образование. Необыкновенно быстро развивался театр,
возник музыкальный спектакль,вещь невиданная вообще на Востоке. Появились кино,
новая©© живопись, архитектура. Возникли
кафедры в Крымском университете, научные институты языка, истории этнографии.
Крымская©© автономия© была
практически
первой мусульманской республикой, легко и безболезненно вышедшей
на
европейский уровень сложения национальной жизни. Крым был, по выражению журнала
"Новый Восток", аванпостом советской культуры на Востоке.
©© В 1930-е годы крымские татары, как и все
народы нашей страны, ощутили удары по народной интеллигенции. Но потенциал
народа оставался огромным, не до конца реализованным. И вот эта жизнь ока-
залась©© прерванной, внезапно ночью 18 мая 1944
года, когда все население праздновало освобождение©© полуострова от фашистов. Крымские татары были высланы с
жестокостью и© бессмысленными©© обвинениями.
©© Высланы семьями, невзирая на то, что их
кормильцы находились на фронте. Но и с фронта в разгар военных действий весны
1944 года военнослужащие крымскотатарс-кой национальности отправлялись в места
высылки народа.
©© По данным на 1941 год, насчитывалось до 230
тысяч крымских татар. Из этого числа около 20 процентов находилось на фронте, в
основном молодые мужчины, среди которых было много добровольцев.
©© Ссылка оказалась для всего народа
тяжелейшей долой. На сборы отводилось от 15 минут до часа. Десятки тысяч семей
были собраны на пунктах приемки и по железной дороге в товарных вагонах
отправлены на восток. В Караганде, Перми, Кузбассе, на самом востоке Казахстана
- в безводной Джун-гарпи, похоронены многочисленные жертвы войны. Именно войны,
потому что со ссыльными обращались хуже, чем с не-
мецкими
военнопленными. По неофициальным, еще не до конца подтвержденным данным, но с
которыми согласны все специалисты, занимающиеся истори© ей депортаций, в первый год высылки - в
дороге, которая длилась месяцами, и в первую же зиму погибло до 45 процентов народа.
Никто, естественно, не вел учета ни погибшим, ни
захоронениям,
только память стариков еще держит воспоминания о местах заключения
крымских
татар.
©© А затем началась та фальсификация истории,
от которой наше общество не свободно и сегодня. Постановление Государственного
Комитета Обороны от 11 мая 1944 года, на основании которого подверглись ссылке
наряду с крымскими та-
тарами
греки, болгары, немцы и на которое многочисленные лжеисторики ссылаются, на
самом деле попросту отсутствует.
Комиссия
Верховного Совета по проблемам крымских татар затребовала текст постановления,
и в архивах СССР такого документа не оказалось. На са-
мом
деле был только личный приказ товарища Сталина наркому НКВД Берия ввести войска
внутренних дел в Крым и произвести <выемку> парода в течение одной ночи.
©© Все оказалось фальсификацией. Все долгие
десятилетия то откровенно в печати, то в <неформальных> разговорах на разных
уровнях шла обработка общественного мнения о предательстве крымских татар.
©© Еще недавно утверждалось,что 40 тысяч
крымских татар сотрудничали с немцами: 20 тысяч воевали на стороне Германии и
20 тысяч участвовали в полицейских акциях. Но такого числа мужского населения в
годы войны в Крыму вообще
не
было, исключая стариков и детей. Конечно, Советской власти необходимо было
судить тех людей, которые сотрудничали с фашистами.©© Но наказывать весь парод? Сегодня известны имена незадачливых
военных и политических©© руководителей,
которые
провалили ряд операций в Крыму и, чтобы оправдаться, списали свои неудачи на
крымских татар и греков, а в своих доносах убедили весь
мир,
что татары - предатели.
©© ТАСС в 1987 году громогласно еще раз заявил
об этом, не постеснявшись повторить заведомую ложь о том, что крымские татары
сжигали в печах
пленных
(никаких подтверждений), провозгласили хана (вымысел от начала до конца),
мешали партизанам (в то время как архивы полны свидетельств
о
большом участии крымских татар в подпольном движении в годы оккупации и в
военных действиях партизан). Но если в 1987 году еще можно было оправдывать
депортацию народа <вынужденной необходимостью, диктовавшейся суровыми
условиями>,
то в 1989 году в Декларации Верховного Совета массовые депортации названы
исторически точными© словами - незаконными
и преступ-
ными. И
уже экскурсантам,посещающпм Крым, начинают честно рассказывать о героях
воины -
крымских©© татарах,среди которых дважды
Герой Советского Союза летчик Ах-мет-хан Султан, подбивший© за годы войны несколько десятков самолетов
противника.
©© Интересно, кто же все-таки был автором
провокации ТАСС в 1987 году, после которой тысячи крымских татар бросились в
центр Москвы и на Красной
площади
устроили сидячие демонстрации? Автор и по сей день неизвестен.
©© Несправедливые акты теперь отменены, все
позади. Народ возвращается в Крым. Но очень долгим оказался его путь домой. И
не все еще нынешние жители Крыма понимают, что вся ложь, которой были окутаны
межнациональные отношения в Крыму, была только ложью и не более. Со временем
будет раскрыта вся история жизни народа в ссылке, на поселении. Станет известна
и история его борьбы за национальное восстановление своих человеческих и
политических прав.
Я
процитирую лишь один документ того времени. Указ Президиума Верховного©© Совета СССР от 26 ноября 1948 года о том,
что <немцы, калмыки,
ингуши,
финны, крымские татары и др. переселены в предоставленные районы навечно
и что
выезд их с мест поселения© без особого
разрешения органов МВД карается каторжными работами до 20 лет>. Все ссыльные
крымские татары в обязательном порядке подписала это спецразъяснение.
©© Освобождение как будто пришло в 1956 году.
Но, увы, объявленная свобода всего-навсего снимала спецнадзор со ссыльных
людей. И еще 11 лет крым-
ские
татары ждали Указа об уравнении их в правах с остальными гражданами СССР,
и
только в 1967 году было разрешено им поселяться в Крыму. Но и это оказалось
ловушкой, поскольку несколько десятков семей, поехавших в Крым, столкнувшись с
нечеловеческими преградами, вернулись назад. В 1978 году был принят еще один
тайный закон, по которому крымским татарам было запрещено приобретать дома и
получать место работы в Крыму. И началась война за выживание - крымские тата-
ры
приезжали в Крым, но работы не получали, дома, которые они могли по соглашению
с владельцем купить, не регистрировались©
как© собственность. Бульдозерами
сносились те жилища, которые крымские татары строили всей семьей.
Появились
случаи самосожжения людей. В течение 1978-1987 годов шла настоящая война на
выживание - невидимая миру, но отчетливо выраженная в тактике поведения
администрации нашей страны.
©© Борьба за право на возвращение в Крым
длилась 33 года и 3 месяца.
В
ноябре 1989 года Верховный Совет СССР принял историческое постановление о
сня-тии с крымских татар тяжких ложных обвинении, о предоставления им полного
права
возвращения,
для чего были созданы Правительственная комиссия по организации возвращения
народа домой, и признано необходимым восстановить Крымскую АССР как автономнную
республику©© в©© рамках УССР. Составлена программа возвращения народа до
1995-1996 годов. Все крымские татары, пожелавшие возвратиться,
вернутся
на родину предков.
©© В борьбе за политические и гражданские
права крымские татары создали массовые организации, которые в настоящее время
помогают народу организоваться, чтобы без ненужных осложнений вернуться на
родину. Для координации культурных и политических действий в Москве в 1988 году
создана общественно-политическая организация <Крым>.
©© Последствия прерванной мирной жизни в Крыму
оказались катастрофическими, и национальной культуре крымских татар предстоит
начинать практи-
чески с
пустого места.
©