Назад

На главную страницу

4. СЕВАСТОПОЛЬ.

После "огненного" шторма,

Залечив сражений раны,

Ты опять в парадной форме -

В белом камне Инкермана.

В. Диваков

Этот город рождался трижды. Впервые - 3(14) июня

1783 года, когда заложили фундаменты первых домов; вто-

рично - в конце прошлого века, когда город стали восста-

навливать после первой обороны; и в третий раз, в 1944-

1957 годах, он был возрожден трудовым подвигом советского

народа.

После жесточайших сражений чудом уцелело несколько

зданий XIX века, на них с благоговением смотрит сева-

стополец; сохранилась планировочная структура города

(развившись на окраинах), и, конечно, не изменились пре-

красные холмы бесценной севастопольской земли, по кото-

рым террасами громоздятся городские здания.

По населению (около 360 тысяч человек) Севастополь

не очень большой город, но территория его обширна. Город-

ские земли изрезаны бухтами, балками, оврагами, на крутых

склонах которых строить трудно. Как всякий приморский

город, Севастополь стремится расположиться на берегу.

Если выехать из нового жилого района у Камышовой бухты

и двигаться по городу вдоль берега, то на Северной стороне

в районе Любимовки, где застройка начинает редеть, спидо-

метр покажет около сорока километров.

Да, город повернут к морю, главный его фасад - мор-

ской. Уже когда корабль огибает маяк на мысе Херсонес,

в синей дали появляется громадное скопление построек.

Постепенно от него отслаиваются проспекты, улицы, новые

микрорайоны, раскинувшиеся по медленно поднимающей-

ся от моря равнине Гераклейского полуострова. Но вот она

сменяется каменными холмами, берег опоясывают обрывы,

- 76 -

отороченные пеной, проплывает белая колоннада и разва-

лины большого собора - это Херсонес. На заднем плане -

много маленьких домиков, густо усеявших гору Матюшенко,

за ними внезапно вонзается в небо главная доминанта Се-

вастополя - 14-этажная гостиница "Крым".

Наконец корабль минует Александровский мыс, поворот

вправо - и вы у входа в Севастопольскую бухту. По левому

борту грозный Константиновский форт, вслед за ним Михай-

ловский - каждому из них почти 150 лет. Впереди по кур-

су - бухта, где-то вдали, на горизонте, замкнутая Инкер-

манскими высотами. На берегах ее, по холмам, лепятся тер-

расами дома, справа, на мысу Хрустальном, на десятки мет-

ров взметнулся обелиск в честь города-героя.

В центре города - Городской, или Центральный, холм.

Застройка делит его на несколько ярусов, начиная с самого

моря, где в воды бухты смотрятся фасады Института биоло-

гии южных морей и Дворца пионеров, выстроенные с ис-

пользованием архитектурных форм и мотивов эпохи Возрож-

дения.

Выше и выше перебегает взгляд по колоннам, лоджиям,

шпилям, лестницам, пока не останавливается на Влади-

мирском адмиралтейском соборе - усыпальнице прослав-

ленных флотоводцев и на венчающем холм величествен-

ном памятнике В. И. Ленину.

Слева и справа от Городского холма видны перспективы

других застроенных возвышенностей. Днем, при ярком солн-

це, ослепительно сияют белые фасады домов. Вечером хол-

мистые дали покрываются разноцветными огоньками, свет

которых превращает бухту в широкий освещенный про-

спект, в конце которого высоко в горах горят красные глаза

маяков. В это время Центральный холм мерцает, как угли в

огромном затухающем костре.

Облик города прекрасен, гармоничен и строг. Хотя Сева-

стополь и возник еще в XVIII веке, но ни одного здания того

времени не сохранилось. Построены они были наспех, не

очень добротно. Многие развалились еще в первой половине

прошлого века, другие пострадали во время войны. Дольше

всех держался первый дом города - так называемый

Екатерининский дворец на площади Нахимова. Его снесли

уже в начале 20-х годов нашего столетия. Тем не менее

один памятник XVIII века сохранился. Это "Екатеринин-

ская миля" - оригинальный дорожный знак, ныне памят-

ник архитектуры республиканского значения. Он стоит на

Северной стороне на повороте с улицы Челюскинцев к пляжу

Учкуевка. Не лишне напомнить его историю. В 1787 году

императрица Екатерина II предприняла "шествие в полу-

- 77 -

Фотография: Набережные

в центре города

денные края России". Подготовка к нему началась еще в

1784 году, по маршруту следования императорского поезда

исправлялись мосты, строились временные, деревянные

"дворцы" для отдыха и ночлега, высаживались деревья.

Особенно старательно готовился к визиту царственных особ

правитель Таврической области В. В. Коховский: он пре-

красно понимал, что главная цель "шествия" - осмотр

Крыма и Севастополя. Он и является автором оригиналь-

ной идеи отметить маршрут путешествия специальными

дорожными знаками. В августе 1784 года В. В. Коховский

поделился этой мыслью с В. С. Поповым, правителем канце-

лярии Г. А. Потемкина: "Не угодно ли будет по дороге,

где шествие, поставить по два или по три каменных столба

пяти или десяти верстовых (т. е. через каждые пять или

десять верст. - Е. В.). Буде на оное последует повеление,

прикажите оным сделать план и мне доставьте" (55). Повеле-

ние последовало - ордер Г. А. Потемкина от 8(19) сентяб-

ря 1784 года: "Расстояние пути означить милями и вер-

- 78 -

стами... каменными, ставя первые по десятки (через каждые

десять верст. - Е. В.), другие же на каждой версте. Я при-

шлю тех и других рисунок" (56). Мили и версты были окончены

в 1786 году. Их проект, к сожалению, пока не обнаружен и

автор его неизвестен. Возможно, им был инженер-полков-

ник Н. И. Корсаков, в обязанности которого входило благо-

устройство дороги по маршруту путешествия.

Академик П. С. Паллас видел эти дорожные знаки семь

лет спустя: "Версты здесь (в Крыму. - Е. В.) везде обозна-

чены на поставленных красивых каменных колоннах или

столбах. На больших дорогах каждая верста обозначена

треугольным обелиском, высеченным из дикого камня, и,

кроме того, на каждых десяти верстах правильно стоит

еще более замечательный каменный столб или круглая про-

порционально вытесанная колонна, с украшением вроде

осьмиугольной капители и с тупым верхом" (57). Последнее

описание вполне соответствует памятнику на Северной сто-

роне.

- 79 -

Фотография: Екатерининская миля

1786 г.

В настоящее время версты исчезли совершенно, а миль

сохранилось не более пяти на весь Крым.

Следующая в хронологическом порядке сохранившаяся

постройка Севастополя - это Северное укрепление на вер-

шине возвышенности у современного кинотеатра "Моряк".

Оно построено в 1804 году (по другим источникам -

в 1818-м). Это восьмиугольное оборонительное сооружение,

окруженное рвом, облицованным камнем. Четыре входа за-

щищены небольшими килеобразными бастионами.

Самое старое здание в Севастополе - это церковь Всех

святых на городском кладбище по улице Пожарова (соору-

жена в 1822 году, но с тех пор неоднократно перестраива-

лась).

Как уже говорилось, в 40-х годах прошлого века нача-

лась реконструкция центра города по инициативе адмирала

М. П. Лазарева. Реконструкция проводилась под знаком

классицизма, хотя в других городах России в это время

обнаруживается увлечение эклектикой. Причина интереса к

- 80 -

Фотография: Дом Волохова

40-е гг. XIX в.

классицизму, видимо, кроется в личных вкусах адмирала

М. П. Лазарева, в значительной мере контролировавшего

застройку.

Единственный бесспорно сохранившийся жилой дом того

времени - это "дом Волохова" - последняя квартира

В. А. Корнилова на углу улиц Павличенко и Суворова. Не-

смотря на ремонты и перестройки, он сохранил свои фасады.

Они строги и симметричны, плоскость стены разбивают

только оконные проемы и строгие сандрики над окнами

второго этажа.

Неподалеку - Петропавловская церковь, любопытный

пример использования античного храма для русского

культового здания. Автор проекта - инженер-поручик

В. А. Рулев, постройка окончена в 1844 году. Долго счита-

лось, что это копия одного из древнегреческих храмов -

Тезейона или Парфенона (оба в Афинах), но даже беглое

сравнение размеров и числа колонн показывает, что Петро-

павловская церковь - оригинальное произведение, создан-

- 81 -

ное с применением классицистических форм и элемен-

тов.

Для храма избран был дорический ордер, отличающийся

суровыми "мужскими" пропорциями. Охваченный колон-

надами по всем фасадам, поставленный на несколько при-

поднятую площадку - крепидому, храм стоит на краю

Центрального холма, обращенного к Южной бухте. Его кан-

нелированные колонны выполнены из сарматского извест-

няка и несут на себе антаблемент, завершающийся на тор-

цевых фасадах треугольными фронтонами. Здание дважды

было разрушено и восстановлено. Сейчас здесь городской

Дом культуры. Зал сохранил хорошую акустику.

Несколько позже храма (в 1846 г.) было построено соору-

жение, которому было суждено стать своеобразным симво-

лом, эмблемой Севастополя, известным всей стране. Это

Графская пристань на площади Нахимова, связанная с

важнейшими историческими событиями. О них повествуют

многочисленные мемориальные доски.

Пристань на этом месте - одна из первых в городе. Об

этом свидетельствует даже название, которым она обязана

графу М. И. Войновичу, второму (после Ф. Ф. Мекензи)

командующему Севастопольской эскадрой (в 1786-1790 гг.)

Официальное название - Екатерининская - упорно игно-

рировалось севастопольцами во все времена.

В тридцатых годах, ее украсили каменной лестницей, а в

1837 году военный инженер Д. Уптон разработал проект

колоннады и павильонов. Проект был представлен Нико-

лаю I и был "высочайше утвержден за исключением колон-

надной галереи, которая исключается вовсе" (58). В таком виде

пристань была построена, и это означает, что павильоны по

сторонам лет на шесть старше колоннады.

Но М. П. Лазарев не оставил попыток завершить ансамбль,

был даже использован довод, что какой-то извозчик, будучи

пьян, однажды съехал по лестнице в темноте и свалился

в море. Наконец в 1844 году разрешение было получено, и

через два года портик построили. У подножия лестницы -

две мраморные скульптуры лежащих львов, а в нишах

колоннады поставили четыре мраморные статуи (копии ан-

тичных) работы итальянского скульптора Фердинандо Пел-

личио (сохранились только две).

Сдвоенная колоннада дорического ордера образует парад-

ный вход на пристань - пропилеи. Каннелированные ко-

лонны несут антаблемент, венчаемый аттиком. На нем высе-

чена дата постройки. Пропилеи фланкируют два небольших

изящных павильона (к сожалению, их уродуют позднейшие

постройки), а за колоннадой четырьмя пологими маршами

- 82 -

Фотография: Петропавловская церковь

1844 г.

к морю спускается широкая, парадная лестница, охраняемая

мраморными львами.

Облик Графской пристани величав, прост и классически

благороден.

На Центральном холме, рядом с памятником В. И. Ленину,

сохранился еще один любопытный памятник архитектуры

того же периода. Это Башня Ветров - восьмигранная,

двухъярусная башня с конической кровлей, увенчанной не-

большим шпилем (на нем раньше вращался флюгер). Под

карнизом фриз-зофор с барельефами - символами ветров

разных частей света, заимствованными из древнегреческой

мифологии.

Башня входила в комплекс здания Морской библиотеки

(построено в 1849 г.), сгоревшего в 1855 году, в последние

дни осады. Она служила вытяжной шахтой для вентиля-

ции книгохранилищ. Часто можно прочесть в разных путе-

водителях, что это сооружение - копия одноименной мра-

морной (севастопольская из известняка) башни в Афинах

- 83 -

На стр. 84 - 85 Фотография: Графская пристань

1846 г.

Фотография: Графская пристань.

Статуя в нише.

построенной в середине I века до н. э. архитектором Андро-

ником из Кирры и служившей павильоном для водяных

часов. Башня в Афинах хорошо сохранилась, и ее сравне-

ние с севастопольской доказывает оригинальность послед-

ней. Разумеется, авторы знали о существовании работы

Андроника, видели рисунки башни, но переработали ан-

тичный образец в связи с новым функциональным назна-

чением, как части вентиляционной системы. Барельефы на

башне - копия афинских, у обеих башен по восемь граней

(по числу барельефов), но на этом сходство кончается. Афин-

ская башня значительно массивнее - при одинаковой

высоте ее грани почти в три раза шире. У нее три входа,

обрамленные портиками, и ни одного окна. У севастополь-

ской наоборот - входов нет, а по второму ярусу в каждой

грани устроен изящный оконный проем, перекрытый аркой.

Кто автор памятника? В то время им обычно являлся

производитель работ, фамилия его сохранилась. Морскую

библиотеку (и, естественно, башню) строил инженер-кондук-

- 86 -

Фотография: Башня Ветров.

1849 г.

тор Дикорев. Но трудно поверить, чтобы кондуктору (унтер-

офицерский чин во флоте) доверили проектирование такого

ответственного здания. Вероятно, им руководил уже знако-

мый нам по Графской пристани инженер-полковник Д. Уп-

тон, входивший в комиссию офицеров, ведавшую строитель-

ством.

К этому времени относятся также Михайловская цер-

ковь (1848 г.) - однонефная базилика с полукруглой апси-

дой на улице Ленина; казармы на Корабельной стороне,

входившие в состав Лазаревского адмиралтейства (по-

строены в 40-х гг. XIX в.); и форты Северной стороны. Их

сохранилось только два из пяти, существовавших до Крым-

ской войны: Михайловский и Константиновский (1846 г.

и 1847 г.).

Построены они из сарматского известняка, оба двухъярус-

ные. Внешний (Константиновский) в виде подковы, повто-

ряет очертания формы мыса. Михайловский имеет в пла-

не форму широкой буквы "П" с закругленными внешни-

- 87 -

ми углами, над которыми возвышаются трехъярусные баш-

ни.

По поводу этих фортов хочется поделиться с читателем

малоизвестным, но любопытным фактом их истории.

В 1840 году Севастополь посетил французский инженер-

геолог, состоящий в то время на русской службе, О. де Гель

с супругой (известной авантюристкой, возможно, шпион-

кой). Иностранцам показали все, что можно было показать,

в том числе доки и батареи. Вернувшись во Францию, суп-

руги немедленно опубликовали мемуары, где весьма пре-

небрежительно отозвались об укреплениях Севастополя,

а что касается фортов, то они предсказывали, что их стены

рухнут от первого же залпа. В Европе все слышали о воров-

стве и взяточничестве, процветавших в царской России, и,

конечно, легко этому поверили.

5 (17) октября 1854 года англо-франко-турецкий флот

вытянулся огромной дугой перед русскими береговыми ба-

тареями и открыл огонь при полном штиле, имея многократ-

ный перевес в артиллерии. Море затянуло дымом. Когда он

рассеялся, перед потрясенными моряками предстали почти

не поврежденные каменные стены фортов, продолжавшие

обрушивать ливень снарядов (59). Атака провалилась, многие

корабли союзников пришлось отправить на ремонт в Кон-

стантинополь.

Форты выдержали. Но они перенесли и большее - в июне

1942 года об их старые стены разбивались снаряды и мины

фашистов. Форты были опорными пунктами обороны Сева-

стополя на Северной стороне и успешно отражали натиск

врагов.

Недавно закончилась реставрация Константиновского

форта, в амбразуры даже поставили макеты орудий того

времени, его фасад облицевали белой альминской плиткой,

закрывшей оспины от пуль и осколков. Зато Михайлов-

ский остался в прежнем виде, его северный фасад весь

иссечен пулеметными очередями - они, как щупальца,

сходятся вокруг одной амбразуры. В ней стоял наш пулемет

и яростно палил по холмам, откуда наступал враг. А оттуда

поливали форт свинцом, стараясь нащупать эту, единствен-

ную, амбразуру.

В первой половине прошлого века в городе появился

первый монумент (сейчас их, без памятников археологии

и архитектуры, насчитывается девятьсот). Стоит он на

оконечности Матросского бульвара (бывший Малый, Мич-

манский). Посвящен подвигу А. И. Казарского (1797-

1833), который в мае 1829 года, командуя небольшим

бригом "Меркурий", сумел отбиться и уйти от двух ли-

- 88 -

Фотография: Памятник А. И. Казарскому.

1834-1838 гг.

нейных турецких кораблей. Монумент заложен в 1834 го-

ду, окончен в 1839-м, автор проекта - архитектор

А. П. Брюллов. На каменной усеченной пирамиде - стили-

зованная модель античного военного корабля. Памятник

прост, лаконичен и вполне соответствовал классицистиче-

ской застройке Севастополя того времени. Традиции антич-

ности проявились и в тексте надписи на памятнике: "Ка-

зарскому - потомству в пример". Текст на монументе

вполне соотносится с памятниками античного времени,

воздвигнутыми в честь героических деяний древних греков

и римлян.

Точно сказать, какой из домов Севастополя восстановили

первым после Крымской войны, нельзя, но, скорее всего,

это был один из домишек на Артиллерийской, Корабель-

ной или другой слободке. Люди состоятельные или чинов-

ные перебрались в другие места, а бедняки вернулись с

Северной стороны на родное пепелище - им уезжать было

некуда. Ловили рыбу, устриц, занимались яличным изво-

- 89 -

Фотография: Художественный музей.

1899 г.

зом и водили туристов. Они хлынули потоком сюда и не

только из России, но из Западной Европы и даже Америки

(в 1867 г. в Севастополе был Марк Твен, оставивший выра-

зительное описание разрушенного города). В 1857 году

в Николаеве печатается (автор Д. Афанасьев) "Путеводитель

по Севастополю, его бастионам и окрестностям, изданный

с целью благотворения на его развалинах". Видимо, не

сладко приходилось местным жителям, если была надоб-

ность в "благотворении на развалинах".

Но время шло, и город постепенно возрождался. Сооружа-

лись дома, отмеченные эклектизмом, что вполне подходило

для южного, курортного (а Севастополь пытались превра-

тить в курорт) города. К счастью, это слово (как и "модерн")

перестало быть ругательным и нас уже не шокирует смеше-

ние стилей даже на одном фасаде. А было время, когда

некоторые архитекторы города даже требовали сноса двух

лучших зданий Севастополя - нынешнего Дворца пионеров

и Художественного музея. Разум восторжествовал, так как

- 90 -

Фотография: Художественный музей.

Фрагмент фасада

восстановить их оказалось намного дешевле, чем построить

заново.

Художественный музей (1899 г.) действительно очарова-

тельная постройка. Его фасад уникален огромным количе-

ством декора, деталей разных эпох и стилей: здесь атланты,

колонны всех ордеров, маскароны, элементы барокко. По

четвертому этажу идут мансарды, здание нарочито асиммет-

рично: с одной стороны фонарь, с другой - открытые бал-

коны. Нужно было иметь бездну фантазии, чтобы создать

столь живописное сооружение (к сожалению, автор пока не-

известен).

Дворец пионеров (бывший Институт физических методов

лечения, 1914 г., архитектор В. А. Чистов) - совсем другое

дело. Главный фасад украшает коринфский портик, охваты-

вающий все три этажа. Колонны стоят на высоких гранит-

ных пьедесталах, между ними - парадная лестница. Инте-

ресно решен и морской фасад (здание стоит на самом берегу):

два выступающих трехэтажных крыла образуют внутрен-

- 91 -

Фотография: Покровский собор.

1905 г.

ний дворик с бассейном. От набережной его отделяет изящ-

ная ротонда с коринфскими колоннами на высоком цоколе.

Сильно пострадавшее во время Великой Отечественной

войны, здание реставрировано в 1966-1967 годах по проек-

ту А. В. Бобкова и А. Л. Шеффера. При этом, к сожалению,

были уничтожены скульптуры по обеим сторонам фрон-

тона главного фасада (они изображали мчащиеся колесни-

цы).

Владимирский собор на Центральном холме - наиболее

заметное здание Севастополя. Его блестящий на солнце ку-

пол виден отовсюду. Собор служит усыпальницей многих

высших офицеров Черноморского флота. Самые известные

из них: М. П. Лазарев, В. А. Корнилов, П. С. Нахимов и

В. И. Истомин. Их имена высечены на наружных стенах

собора.

Его заложили в 1854 году, но к началу осады успели

возвести только фундамент. При этом следовали проекту

К. А. Тона (1794-1881), который запроектировал крестово-

- 92 -

Фотография: Владимирский собор

на Центральном холме.

1888 г.

купольный пятиглавый кубовидный храм для сооружения в

Херсонесе, но по желанию М. П. Лазарева его решили

строить в Севастополе.

В 1862 году возобновить строительство пригласили архи-

тектора А. А. Авдеева (1818-1885). Он жил тогда в Сева-

стополе, сооружал храм св. Николая на Братском кладбище

(Северная сторона).

А. А. Авдеев не был сторонником официального "русско-

византийского стиля" с его обязательным пятиглавием,

апологетом которого был К. А. Тон. А. А. Авдеев отказал-

ся следовать его замыслу и разработал новый проект на

основе подлинной византийской церковной архитектуры,

которую хорошо изучил.

Фундаменты были использованы прежние, строительство

завершили только в 1888 году, после смерти автора. Храм

однокупольный с восьмигранным барабаном и треугольны-

ми фронтонами по всем фасадам. Выполнен он из местного

светлого известняка, на фоне которого выделяются темные

- 93 -

Фотография: Владимирский собор.

Капитель колонны.

колонны из лабрадорита с мраморными резными капите-

лями, на которые опираются арки. Общая высота собора -

32,5 м. Во время Великой Отечественной войны он серьезно

пострадал, реставрация интерьеров еще не закончена.

Почти со всех возвышенностей города, знаменитых со-

бытиями первой обороны, просматривается холм на Север-

ной стороне, увенчанный пирамидальным сооружением с

крестом. Это Братское кладбище с храмом св. Николая -

общий памятник русским воинам, павшим при защите горо-

да в 1854-1855 годах. Перед главным входом стоят два

дома в готическом стиле - здесь жили ветераны войны -

смотрители кладбища; ворота оформлены башнями, повто-

ряющими в уменьшенном масштабе храм св. Николая. Мотив

пирамиды олицетворял символ постоянства и силы.

Минуя старинные кованые ворота (раньше их фланкиро-

вали орудия), посетитель вступает на главную аллею, круто

поднимающуюся на вершину холма - к храму. Первое, что

он видит, это мраморная колонна, на ней бюст человека с

- 94 -

Фотография: Братское кладбище.

Дом для обслуживающего персонала

неправильным, но привлекательным лицом (автор - скуль-

птор Годебский). На колонне лаконичная надпись: "Хруле-

ву - Россия". Здесь, на почетном месте, прямо у входа,

похоронен знаменитый герой осады генерал-лейтенант

С. А. Хрулев (1807-1870). Это о нем сказал поэт А. Май-

ков:

"Хрулев! Ты победил любовию солдатской,

Наградой верною достоинствам вождя,

Она нам говорит, что сам любовью братской

Ты меньших возлюбил, их к чести приводя".

Круто взбирается вверх аллея (к несчастью, она заасфаль-

тирована и уставлена неудачными современными светиль-

никами). Аллею плотно окружают памятники и братские

могилы. На кладбище похоронено около сорока тысяч чело-

век (другие цифры, приводимые путеводителями, ошибоч-

ны). Страшно сказать - это население современного боль-

шого районного центра!

- 95 -

Фотография: Братское кладбище.

Южные ворота.

Лучше всего чувства, охватывающие посетителя Брат-

ского кладбища, выразил А. Фет:

"Какой тут дышит мир! Какая славы тризна!

Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!"

В 1872 году Симферопольская инженерная дистанция под

руководством инженера-полковника К. Е. Геммельмана раз-

работала девятнадцать не похожих друг на друга проектов

памятников на братских могилах. Тем самым была разре-

шена главная проблема создания мемориального комплекса

такого размера - художественного единства ансамбля.

Ведь даже сейчас сохранилось 427 братских могил, а перво-

начально их было, видимо, около пятисот!

Памятники на индивидуальных могилах чаще скром-

ные - из мраморовидного известняка, но иногда это целые

архитектурные постройки. Таков, например, монумент

князю М. Д. Горчакову (1793-1861), главнокомандующе-

му Крымской армией в 1855 году. Он стоит слева у аллеи на

- 96 -

Фотография: Братское кладбище

Памятник М. Д. Горчакову

середине подъема. Выполнен в виде часовни с шатровой

кровлей, расписанной фресками. Арки над входом опирают-

ся на византийские капители изящных колонн, объединен-

ных по четыре. Колонны стоят на высоком стилобате по

обеим сторонам входа. Памятник сооружен в 1863 году

по проекту А. А. Авдеева, живописные работы выполнял

художник М. Н. Васильев, но фрески очень повреждены и

нуждаются в немедленной реставрации.

Поднимаясь выше, посетитель проходит мимо группы ин-

дивидуальных памятников, среди которых особенно выде-

ляются: мраморный портик на могиле контр-адмирала М. Н.

Кумани (архитектор Б. А. Рожнов, 1890 г.), памятник офи-

церам и солдатам Волынского полка (архитектор А. Г. Грон-

вальд) в виде изящного саркофага из белого мрамора; не-

сколько тяжеловесный монумент над склепом Э. И. Тотлебе-

на (А. Карбоньер, 1890 г.).

Аллея поворачивает вправо, делается положе и появляет-

ся каменная пирамида - храм св. Николая. Нужно сказать,

- 97 -

Фотография: Братское кладбище.

Памятник М. Н. Кумани

что форма найдена очень удачно - пирамида как бы вен-

чает холм, сообщает законченность этой высоте. Известный

историк архитектуры Н. И. Врунов писал: "Благодаря кон-

трастам в пределах спокойного целого, пирамида прони-

кается огромной внутренней жизнью и колоссальной силой

воздействия. При большом внешнем спокойствии достигает-

ся большое внутреннее напряжение" (60).

В пирамиду вписан однокупольный храм в византийском

стиле, на стенах его высечены имена погибших офицеров

(правда, далеко не всех), а на наружных гранях помещен

список частей гарнизона с указанием числа потерь (уби-

тые, раненые, больные, пропавшие без вести). Внутри храм

был украшен фресками, выполненными художниками

М. Н. Васильевым, А. Е. Карнеевым, А. Д. Литовченко.

Мозаичный образ Христа над входом создан по рисунку

известного художника Ф. А. Бруни. Храм заложен 5(17) сен-

тября 1857 года, окончен в 1870 году, строился по проекту

и под руководством архитектора А. А. Авдеева.

- 98 -

Фотография: Храм св. Николая

на Братском кладбище.

1870 г.

К сожалению, живопись из-за сырости в храме просуще-

ствовала недолго. В 1886 году она была заменена смальто-

вой мозаикой, копирующей сюжеты фресок. Работы выпол-

няли специалисты венецианской мастерской А. Сальвиати по

картонам севастопольского художника М. Н. Протопопова.

Во время Великой Отечественной войны в верхнюю часть

пирамиды попал снаряд, разрушивший звонницу, диорито-

вый крест рухнул и раскололся на несколько частей, почти

полностью была уничтожена мозаика. Очень пострадало и

кладбище (оно неоднократно было полем боя). Исчезли

или полуразрушены десятки памятников, разбиты бюсты,

выломаны мраморные доски с эпитафиями.

В 1971 году началась реставрация храма (авторы проекта

И. Л. Шмульсон, В. И. Майко, Т. В. Гусельникова). В на-

стоящее время строительные работы завершены, происходит

реставрация интерьера, которая, однако, внушает серьез-

ные опасения. Дело в том, что восстановить почти полностью

утраченную мозаику очень сложно и дорого. Было принято

- 99 -

Фотография: Музей Краснознаменного

Черноморского флота. 1895г.

решение снова заменить ее фресками, но при этом повторяет-

ся старая ошибка - проектом реставрации не преду-

смотрено отопление храма, и сырость опять погубит

фрески.

В 1972 году началась реставрация памятников на клад-

бище (авторы проекта В. М. Артюхов, Е. В. Веникеев), но

темпы ее, к сожалению, оставляют желать лучшего.

Обратившись к описанию Братского кладбища, мы наме-

ренно обращаем внимание читателя на то, что Севастополь

в полном смысле слова город-памятник, музей под открытым

небом. Народ решил увековечить героические подвиги за-

щитников черноморской твердыни. Данью памяти павших

было и создание в 1869 году музея обороны (ныне музей

КЧФ), первоначально помещавшегося в доме Э. И. Тотлебе-

на. В 1895 году на Екатерининской улице (ныне улица

Ленина) закончилось строительство специального музейного

здания (архитектор А. М. Кочетов, скульптор Б. В. Эдуардc).

Здание небольшое, изящное, с пышным декором, обилием

- 100 -

Фотография: Музей Краснознаменного

Черноморского флота.

Маскарон на фасаде.

резьбы по камню, украшениями в виде чугунных ростров,

светильников и пр.

На фронтоне укреплена знаменитая эмблема - так назы-

ваемый "Севастопольский знак" - крест с цифрой 349

(число дней осады в 1854-1855 гг.) в лавровом венке.

Используя крутой рельеф, здание построили одноэтаж-

ным по главному и двухэтажным по дворовому фасадам.

Вдоль последнего сооружена обширная терраса с колонна-

дой из каннелированных дорических колонн, вход оформлен

портиком того же ордера.

Средняя часть первого этажа выполнена как фасад антич-

ного храма, слева и справа от него - небольшие ризалиты

с прислоненными к их стенам стилизованными обелисками.

Во дворе размещены орудия, снаряды, якоря.

В 1899 году был создан Комитет по восстановлению

памятников Севастопольской обороны. В его задачу входи-

ло создание комплекса памятников на местах героических

событий 1854-1855 годов к пятидесятилетию обороны.

- 101 -

Фотография: Музей Краснознаменного

Черноморского флота.

Деталь фасада.

После долгих дискуссий прошел проект П. Рерберга. Пред-

полагалось воссоздать в виде мемориальных обозначений

главную линию обороны, на бастионах поставить памятники

и разбить скверы, соорудить монументы на полях сражений

и местах передовых укреплений. Отдельные памятники были

посвящены наиболее известным деятелям обороны: В. А. Кор-

нилову, П. С. Нахимову, Э. И. Тотлебену. Своеобразным мо-

нументом обороне служит здание и полотно Панорамы; са-

мым выразительным стал памятник Затопленным кораблям.

Несмотря на обилие авторов, все монументы выполнены

в едином стиле и на высоком художественном уровне. Они

образуют уникальный и не превзойденный до сих пор мемо-

риальный ансамбль. Самое удивительное, что при всей его

известности, он очень слабо изучен, хотя вполне достоин

обширной монографии. Здесь мы можем только кратко

описать некоторые наиболее значительные монументы.

Прежде всего - памятники на бастионах, это как бы струк-

турная ось всего комплекса. В 1905 году соорудили мемо-

- 102 -

Фотография: Оборонительная башня

Малахова кургана.

1853 г.

риалы на бастионах от первого до пятого, не отмечен только

шестой (хотя проект был разработан и утвержден). Его

территория оказалась застроенной, а на выселение жителей,

вероятно, не хватало средств. На первом бастионе была

возведена ротонда (частично реставрирована). Здесь же,

также как и на втором, воздвигли монументы-фонтаны.

Центром композиции является башня-донжон Корнилов-

ского бастиона на Малаховом кургане и памятник Героям

вылазок на третьем бастионе. Правый фланг замыкался од-

нотипными монументами на четвертом и пятом бастио-

нах. Такая же ротонда, как на первом бастионе, была воз-

двигнута на люнете Белкина (не сохранилась). Таким обра-

зом, система монументов на бастионах составляет компози-

цию, в основе которой лежит симметрия замыкающих па-

вильонов, парность первых и последних памятников этого

комплекса.

Самым известным из севастопольских монументов был и

остается памятник Затопленным кораблям, его изображе-

- 103 -

На стр. 104 фотография:

Памятник Затопленным кораблям. 1905 г.

- 104 -

Фотография: Памятник В.А. Корнилову.

Место смертельного ранения адмирала.

 

ние - на советском гербе города. Среди волн, у набереж-

ной Приморского бульвара, стоит на искусственной скале

изящная колонна с коринфской капителью. На ней - брон-

зовый орел, он держит в клюве лавровый венок, словно

собираясь опустить его в воду бухты, ставшей могилой

кораблей. На позеленевшей от соленых брызг и морских

ветров медной доске надпись: "В память кораблей, затоплен-

ных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд".

Памятник замечателен не только красотой облика, прони-

занного морской романтикой, но и необычностью события,

которому он посвящен. Англо французский флот, подо-

шедший в сентябре 1854 года к Севастополю, был во много

раз мощнее и технически совершеннее Черноморского. Чтобы

не допустить его прорыва в гавань, поперек фарватера за-

топили сначала семь устаревших кораблей, а в феврале

1855 года - еще шесть. Когда русские войска 27 августа

(8 сентября) 1855 года покидали Южную сторону, то при-

шлось затопить в бухте и остальной флот.

- 105 -

Памятник создан в 1905 году. Обычно его автором назы-

вают скульптора А. И. Адамсона (1855 -1929), но храня-

щаяся в фондах Музея героической обороны и освобожде-

ния Севастополя фотография с акварельного рисунка проек-

та, выполненного архитектором В. А. Фельдманом (1864-

1928), доказывает, что он был одним из авторов памятника.

Другой рисунок, принадлежащий инженеру О. И. Энбергу

(находится в музее КЧФ), свидетельствует о том, что идея

расположения монумента в воде в виде колонны принадле-

жит ему.

Еще в 1898 году на площади Нахимова был открыт памят-

ник этому "Баярду осады". Авторы - художник А. А. Биль-

дерлинг и скульптор И. Н. Шредер создали монумент, счи-

тавшийся одним из наиболее удачных его изображений. К со-

жалению, в 1928 году памятник был снесен и создан заново

на старом пьедестале в 1959 году по проекту народного

художника СССР Н. В. Томского и архитектора М. 3. Чеса-

кова (61).

Фигура адмирала обращена лицом к городу (прежний

памятник был ориентирован в море), общая высота скульпту-

ры с пьедесталом на 2,5 м выше старого монумента. Левая

рука адмирала характерным для него жестом заложена за

спину, в правой - подзорная труба. Лицо Нахимова спокой-

но и строго. По сторонам пьедестала - горельефы со

сценами из жизни флотоводца.

В 1895 году на Малаховом кургане был открыт памят-

ник прославленному руководителю обороны, начальнику

штаба Черноморского флота В. А. Корнилову. Адмирал был

смертельно ранен на месте установки памятника 5(17) октяб-

ря 1854 года и в тот же день скончался.

Поэт А. Н. Апухтин в стихотворении "Памяти адмирала

Корнилова" писал:

"Как древний грек он гордо пал,

И все земное покидая,

Он имя Родины призвал".

- 106 -

На стр. 107 фотография: Памятник В.А. Корнилову.

1895 г. Реконструкция 1983 г.

- 107 -

Авторы памятника (те же А. А. Бильдерлинг и И. Н. Шре-

дер) нашли новое и необычное решение. Пробитый ядрами

постамент изображал часть укреплений Малахова кургана.

На нем - фигура смертельно раненого адмирала. Опер-

шись на левую руку, правой он указывает на город: "Отстаи-

вайте же Севастополь". Эти предсмертные слова В.А. Кор-

нилова высечены на постаменте. Там же перечень судов, ко-

торыми он командовал, и морских сражений, в которых уча-

ствовал. Ниже - фигура матроса с ядром в руках, он гото-

вится вложить его в жерло орудия, мстя за своего коман-

дира.

Композиция памятника отличалась выразительностью

сюжета и лаконизмом исполнения.

Во время Великой Отечественной войны монумент был

уничтожен, восстановлен в 1983 году к двухсотлетию города.

Но и здесь не обошлось без досадных "накладок": авторы

реставрации (архитектор-художник В. Г. Гнездилов и народ-

ный художник УССР М. К. Вронский) сочли нужным увели-

чить размеры памятника, что нарушило пропорциональное

соотношение монумента и окружающей среды. Площадку,

некогда мощенную камнем, заасфальтировали, грубовато

исполнены фонари, стилизованные "под старину". К сожа-

лению, до сих пор ждут восстановления памятники Волын-

скому и Селенгинскому редутам, Камчатскому люнету,

Инкерманскому и Балаклавскому сражениям.

А.А. Бильдерлинг и И.Н. Шредер увековечили память

еще одного героя обороны, причем этот монумент целиком

сохранился. Это памятник Э. И. Тотлебену, руководителю

инженеров севастопольского гарнизона. Находится он на

Историческом бульваре.

Монумент высотой около 14 м, представляет собой много-

фигурную композицию. В центре широкого гранитного

основания установлен массивный и тоже гранитный пи-

лон.

Над его профилированным карнизом - постамент для

бронзовой фигуры генерала. Он изображен в полевой шине-

ли, сапогах, с фуражкой в руке. Представлен, по-видимому,

момент осмотра земляных укреплений. Окружает пилон

выполненная из бронзы имитация укреплений того време-

ни: фашины (плетеные корзины), наполненные грунтом,

земляной бруствер и каменная наброска для защиты насы-

пи; здесь же подземная минная галерея с работающим

минером. Кроме Э. И. Тотлебена изображены еще пять

фигур: двое солдат строят укрепление, двое других с ору-

жием в руках готовятся отразить нападение на землеко-

пов; матрос под их прикрытием наводит орудие.

- 108 -

Фигуры несколько статичны, но обилие подробностей

усиливает интерес к монументу. Действительно, мы с любо-

пытством следим за действиями людей, рассматриваем

детали их одежды, вооружение того времени, приемы работы

в минной галерее и при строительстве укреплений.

В журнале "Нива" за 1909 год (╪ 25) было помещено

объявление об открытии памятника. Но Г. Москвич в "Путе-

водителе по Крыму" за 1906 год сообщает, что монумент

уже был окончен. Это противоречие мешает установить

точную дату окончания строительства.

Во время войны памятник пострадал. Реставрировал мо-

нумент скульптор Л.М. Писаревский в 1945 году.

Памятник Э. И. Тотлебену находится неподалеку от

самого крупного (после Братского кладбища) мемориаль-

ного сооружения, посвященного Крымской войне, - здания

Панорамы. Это цилиндрическое здание с куполом (его диа-

метр и высота равны 36 м). Стоит здание на массивном

прямоугольном цокольном этаже, обработанном глубоким

рустом. Вертикальное членение стен подчеркнуто пиляст-

рами, между которыми в нишах стоят бюсты героев обороны.

Со стороны главного входа к круглой части пристроен не-

большой прямоугольный объем для административных по-

мещений и вестибюля, из которого выдвинут массивный

портал, оформленный двухколонным дорическим портиком с

фронтоном.

Строительство Панорамы окончено в 1904 году, автором

является военный инженер О. И. Энберг, при участии архи-

тектора В. А. Фельдмана. В 1942 году здание было разруше-

но. Его восстановили в 1953 году. Но при этом нарушили

композицию смотрового павильона на вершине купола.

При новой реставрации Панорамы в 1974 году павильону

возвращен его первоначальный облик.

По внутренним стенам здания натянуто огромное живо-

писное полотно, изображающее момент штурма Малахова

кургана 6(18) июня 1855 года. Полную достоверность изобра-

женного усиливает предметный план, искусно совмещенный

с полотном

Этот шедевр батальной живописи создан в 1904 году

группой художников во главе с Ф. А. Рубо (1856-1928),

во время войны полотно было вывезено из горящего здания

разрезанным на куски. Реставрировать его оказалось невоз-

можным, и картина почти целиком написана заново боль-

шим творческим коллективом, который возглавлял народ-

ный художник РСФСР В. Н. Яковлев (1893-1953), а после

его смерти - народный художник РСФСР П. П. Соколов-

Скаля (1899-1961).

- 109 -

На стр. 110 фотография: Памятник Э.И. Тотлебену.

1909 г.

В 1954 году состоялось торжественное открытие новой

Панорамы, приуроченное к столетию героической эпопеи.

Нужно с сожалением признать, что, несмотря на высокий

профессиональный уровень реставрации полотна и предмет-

ного плана, авторы не смогли избежать соблазна "улуч-

шить" реставрируемый памятник. Новые эпизоды составили

площадь в 244 кв метра! На предметном плане появились

сцены "Кок в землянке", "Денщик у бочки с водой".

Начало XX века в архитектуре Севастополя ознаменова-

лось некоторым вытеснением эклектических построек зда-

ниями, выполнеными в стиле модерн, или классицистиче-

скими сооружениями.

Наиболее заметным образцом модерна является здание

Главного почтамта на улице Большая Морская. Оно построе-

но в 1912 году, автор проекта, к сожалению, пока не изве-

стен. Это одна из немногих построек, почти полностью

уцелевших во время войны. Представляет собой трехэтаж-

ный, прямоугольный в плане объем. Здание имеет внутрен-

ний двор-колодец, служащий для грузовых операций. Глав-

ный фасад асимметричен, на правом углу устроен балкон-

фонарь, замыкающий второй и третий этажи, над крышей

его возвышается башенка с шатровой кровлей. Окна прямо-

угольные, но на каждом этаже разного размера, перемычка

над проемом двери главного входа оригинально закруг-

лена, ее форму повторяет кровля мансарды на крыше. В це-

лом здание очень своеобразно и интересно.

На Северной стороне, на склоне балки Голландия возвы-

шается огромное здание Севастопольского высшего военно-

инженерного училища, хорошо видимое также с Южной и

Корабельной сторон. Постройка является прекрасным образ-

цом неоклассицистической архитектуры (автор - профес-

сор архитектуры А. А. Венсан). Здание вытянуто в на-

правлении север-юг и состоит из ряда примыкающих друг

к другу корпусов, расположенных уступами, симметрично

центральной части. Последняя выделена колоннадой по

всей длине фасада, стоящей на массивном выступе первого

- 111 -

На стр. 112 - 113 фотография: Здание Панорамы обороны

Севастополя 1854 - 1855 гг. 1905г.

Фотография: Здание Панорамы.

Фрагмент фасада.

этажа, обработанного глубоким рустом. Училище на склоне

балки Голландия - одно из самых протяженных обществен-

ных зданий нашей страны, его длина по фасаду - 393 м,

только на 14 м короче здания Адмиралтейства в Ленин-

граде.

Строительство Севастопольского морского кадетского кор-

пуса в память первой героической обороны началось на этом

месте в 1911 году, к 1917 году была окончена северная и

центральная части. Гражданская война прервала работы,

а в последующий период необходимость в таком большом

сооружении не появлялась, и оно стояло недостроенным.

А. А. Венсан, приехавший в Севастополь для надзора за

строительством, остался здесь, работал в инженерном отделе

Черноморского флота. Умер он в 1940 году, достигнув пре-

клонных лет, но так и не увидел свое детище завершен-

ным.

Во время Великой Отечественной войны незаконченное

здание было частично разрушено, но в 1951 году состоялось

- 114 -

Фотография: Здание Главпочтамта.

1912 г.

решение о создании училища и работы возобновились после

более чем тридцатилетнего перерыва. Здание окончено в

1960 году в соответствии с первоначальным проектом. Не

выполнен, к сожалению, только шпиль над центральной

частью.

Гражданская война, разруха и восстановление народного

хозяйства на несколько лет прервали в Севастополе жилищ-

ное и гражданское строительство. Но в начале 30-х годов

оно возобновляется уже на новой, социалистической основе.

Появляются детские сады, школы (примером наиболее инте-

ресного решения может служить нынешняя школа рабочей

молодежи ╪ 11 по улице Лазаревской, построенная около

1938 года по проекту архитектора С.М. Тишина), кварталы

жилых домов. Образцом жилой застройки является квартал

ДСН (домов специального назначения для рабочих Мор-

ского завода) по улице Большой Морской (1933 г., архитек-

тор М.А. Врангель, при восстановлении в 50-х годах квартал

значительно перестроен).

- 115 -

Фотография: Здание Главпочтамта.

Главный вход.

Лучшей по архитектуре постройкой предвоенного перио-

да следует считать здание водной базы КЧФ, построенное в

1933 году на оконечности Николаевского мыса, рядом с

Приморским бульваром. Здание сооружалось как центр вод-

ных видов спорта, и поэтому ему была придана стилизо-

ванная форма корабля. Башня - это мачта, на плоской

крыше - площадка, напоминающая капитанский мостик,

круглые окна первого этажа в виде иллюминаторов довер-

шают сходство с кораблем. Здание стоит почти на уровне

моря, среди волн, что еще более оправдывает принятую

форму.

Конечно, изобразительные приемы советской архитектуры

20-30-х годов для многих людей, воспитанных на клас-

сике, вызывали неприязнь. Только этим можно объяснить,

что известный писатель П. Сажин в книге "Севастополь-

ская хроника" сожалел, что многие прекрасные дома города

разрушены, а уродливая Водная станция сохранилась. К сча-

стью, в наше время мы стали смотреть на искусство зодче-

- 116 -

Фотография: Здание Главпочтамта.

Фрагмент фасада.

ства шире. Теперь общепризнано, что это - одно из краси-

вейших зданий Севастополя, городская организация украин-

ского Общества охраны памятников истории и культуры

обратилась с ходатайством об объявлении его памятником

архитектуры республиканского значения.

Кроме описанных построек советская архитектура 30-х го-

дов представлена в Севастополе еще несколькими интерес-

ными зданиями. Это Управление безопасности кораблевож-

дения Черного и Азовского морей (ныне отдел гидрографии

КЧФ) на улице Суворова (1934 г., архитектор А. П. Пав-

лова), Севастопольское отделение Океанографического ин-

ститута на улице Советской и др.

Очевидно, что при восстановлении города в 40-50-х го-

дах зодчие учитывали традиции довоенной архитектуры

города. Обилие лестничных спусков, лоджий, балконов

придает городу южный колорит, а вкрапление старых, вос-

становленных зданий вносит стилистическое разнообразие

в рядовую застройку.

- 117 -

Фотография: Жилой дом на улице

Большая Морская. 1933 г.

Первый генеральный план послевоенного Севастополя

разработан в 1943-1945 годах в Москве творческой груп-

пой под руководством профессора Г.Б. Бархина. Проект

был выполнен на высоком профессиональном и художе-

ственном уровне, но предлагал построить город заново и

с гигантским размахом. В 40-х годах, когда требовалось

восстановить Севастополь в кратчайший срок, такие пред-

ложения были нереальны.

В 1949 году утвержден генеральный план города на период

до 1970 года, разработанный авторским коллективом во

главе с архитекторами В. М. Артюховым, Ю. А. Траутма-

ном и инженером И. К. Жилко. Авторы пересмотрели, раз-

вили и усовершенствовали положения проекта Г. В. Бархина,

исходя из исторически сложившейся планировочной струк-

туры.

Было предусмотрено восстановление многих ценных

зданий и сооружений, использование сохранившихся улиц

и инженерных коммуникаций. Строители получили руково-

- 118 -

Фотография: Водная база

Краснознаменного

Черноморского флота,

1933 г.

дящий документ для проведения восстановительных работ

комплексно, в широком масштабе.

Архитектурный ансамбль Центра, в пределах "Город-

ского кольца" (улицы Ленина, Большая Морская и проспект

Нахимова), объявлен памятником архитектуры местного

значения. Остановимся на наиболее значительных зданиях

этого комплекса.

Вот кинотеатр "Украина" на улице Ленина (1953 г.,

архитектор 3.О. Брод, инженер Аврутин). Его главный

фасад образован двумя портиками с ионическими колонна-

ми, на боковых - симметричные ризалиты. Фасад, обра-

щенный к улице Пушкина, выполнен в виде ротонды с иони-

ческой колоннадой. Здание удачно прерывает ряд сплош-

ной застройки. Слева и справа от него - широкие озеленен-

ные проходы, открывающие вид на живописный сквер над

Южной бухтой.

Площадь Ушакова фланкируют два значительных обще-

ственных здания - городская библиотека имени Л. Н. Тол-

- 119 -

Фотография: Городская библиотека

им. Л Н Толстого. 1952 г

стого и Матросский клуб. Первое сооружено в 1952 году

по проекту архитектора М. К. Ушаковой. Двухэтажное

здание асимметрично, с круглой башней, возвышающейся

над главным входом. Он оформлен аркадами, по второму

этажу идет полукруглая колоннада дорического ордера, в

том же ордере выполнена колоннада вдоль галереи по боко-

вому фасаду. Первый этаж выделен глубоким рустом, над

ним в нишах помещен ряд бюстов выдающихся русских

писателей.

Матросский клуб (1954 г., архитекторы Н. Богданов,

Л. Т. Киреев) расположен на очень ответственном месте.

Он замыкает перспективу двух главных улиц города - Ле-

нина и Большой Морской, пересекающихся на площади

Ушакова. Кроме того, его положение на краю крутого

склона к Южной бухте открывает постройку со стороны

восточной части города. Матросский клуб - подлинная

доминанта центра. Его главный фасад подчеркнут террасой

с колоннадой ионического ордера на втором этаже. Слева над

- 120 -

Фотография: Матросский клуб.

1954 г.

зданием возвышается башня, первый ярус ее украшают

изящные коринфские колонны. Башня заканчивается не-

сколько грузным шпилем. Фасад, обращенный к бухте,

замыкает полукруглая ротонда с ионической колоннадой.

Внутри здание имеет вместительный зрительный зал, на

сцене которого выступает театр КЧФ имени Лавренева.

Наиболее удачным примером решения жилого здания

в ансамбле городского кольца представляется небольшой

трехэтажный особняк по улице Большой Морской (╪ 21),

известный как "Дом с шариками". Своим названием он

обязан двум бетонным шарам, поставленным по обе стороны

лестницы, ведущей к дому. Надо сказать, что автор проекта

этого здания, известный севастопольский архитектор и ху-

дожник-акварелист Н.Н. Сдобняков (1916-1963) имел

пристрастие к подобным украшениям, и они стали своеоб-

разным автографом зодчего, позволяющим безошибочно

узнавать его творения.

"Дом с шариками" построен в 1951 году, вход выполнен

- 121 -

Фотография: Жилой дом. 1951г.

в виде глубокой ниши, перекрытой аркой, слева и справа

на фасаде выступают небольшие ризалиты, заканчивающие-

ся на уровне третьего этажа балконами, обрамленными ко-

ринфскими колоннами, несущими небольшие, пологие

фронтоны. Здание соразмерно в пропорциях, изящно, не пе-

регружено декором.

Гостиницу "Севастополь" на проспекте Нахимова (1953 г.,

архитекторы Ю. А. Траутман, Е. Г. Ставинский) трудно

не заметить - все четыре ее фасада имеют почти равную

значимость, так как выходят на оживленные транспортные

или пешеходные магистрали. Главный фасад - тот, что

выходит на проспект Нахимова, акцентирован пышной ко-

ринфской колоннадой, поддерживающей большой балкон

с балюстрадой. Морской фасад, обращенный в сторону

набережной Корнилова, ранее по второму этажу имел глубо-

кую открытую террасу, которая позже была застеклена при

создании ресторана "Бригантина", оставлен только балкон

с колоннадой. Фасад по улице Айвазовского решен более

- 122 -

Фотография: Гостиница "Севастополь". 1953г.

скромно, но и здесь он украшен балконами. Глубокая арка

подъезда ведет во внутренний двор, где разбит сквер.

С гостиницей соседствует Севастопольский драматический

театр имени А. В. Луначарского. Он строился в 1954-

1956 годах по проекту известного советского архитектора

В. В. Пелевина. Участок, отведенный под здание, имел не-

значительную ширину, поэтому театр решен в виде протя-

женного объема, вытянутого вдоль моря, между проспектом

Нахимова и набережной Корнилова. Главный фасад обра-

щен на Приморский бульвар. Цокольный этаж театра русто-

ван, на торцевых фасадах расположены колонны коринф-

ского ордера, несущие треугольные, пологие фронтоны. Глав-

ный фасад выделен галереей, к которой слева и справа ве-

дут монументальные лестницы. Вертикальное членение

боковых фасадов подчеркнуто пилястрами с коринфскими

капителями, вдоль морского фасада проходит галерея с ба-

люстрадой, с которой открывается прекрасный вид на мо-

ре.

- 123 -

Фотография: Дом Политпросвещения. 1977 г.

В 1963 году произведена первая корректировка генераль-

ного плана города в связи с новой градостроительной по-

литикой - индустриализацией строительных работ, заме-

ной квартала, как планировочной единицы, микрорайо-

ном. В соответствии с этим генпланом город застраивался

до начала 70-х годов, когда стало ясно, что темпы развития

Севастополя по росту населения и промышленности намно-

го выше намеченных в 1963 году. Это вызвало новую кор-

ректировку генплана, произведенную в 1973-1976 годах

(руководитель авторского коллектива В. М. Артюхов, глав-

ный инженер проекта Е. В. Веникеев). Преждевременная

смерть В. М. Артюхова в 1978 году привела к тому, что

утверждение проекта затянулось до 1983 года. За эти годы

архитектор В. П. Щербинина внесла в него ряд дополне-

ний.

В последние годы в Севастополе сооружено по индиви-

дуальным проектам несколько интересных по архитектуре

зданий. Особенно заметным из них является самая высокая

- 124 -

Фотография: Библиотека

Севастополъского

приборостроительного

института. 1983 г.

постройка города - 14-этажная гостиница "Крым"

(1979 г., архитекторы И. Е. Фиалко, Г. Г. Кузьминский,

А. С. Гладков, В. Н. Фуклев; инженеры Ф. Д. Тренев,

Н. Г. Тренева). Она рассчитана на 620 мест и помимо жилых

помещений (удобных номеров на два человека с полным

набором сантехнических устройств) имеет ресторан на

390 мест, кафе на 170 мест, кинозал, помещения бытового

обслуживания. Комплекс гостиницы - это объемно-про-

странственная композиция, построенная на контрастном со-

четании высотного жилого блока с низкими объемами ресто-

рана и кинозала, соединенными между собой протяженным

помещением вестибюля-кафе. Каждый жилой номер имеет

просторную лоджию, обращенную либо в сторону моря,

либо на горы. С площадки летнего кафе на четырнадцатом

этаже открывается великолепная панорама города с высоты

птичьего полета.

Неподалеку от гостиницы, на той же площади Восстав-

ших в 1977 году возведен Дом Политпросвещения (архи-

- 125 -

На стр. 126 фотография: Монумент "Родина - сыновьям".

1963 г.

текторы Г.Г. Кузьминский, И.Е. Фиалко, В.Н. Фуклев,

инженеры Ф.Д. Тренев, Д.В. Пряшников). Он состоит

из пятиэтажного учебного корпуса, ориентированного фа-

садом на площадь, и зала заседаний на 600 мест. Объемы

зданий сгруппированы вокруг небольшого внутреннего дво-

рика и соединены между собой одноэтажными перехо-

дами.

На конкурсе достижений архитектуры Советской Украи-

ны 1977 года Дом Политпросвещения удостоен диплома

1-й степени, в том же году занял первое место на республи-

канском конкурсе на лучшую постройку года.

Выше уже говорилось, что превращение Севастополя в

город-памятник, музей под открытым небом, началось,

когда сооружались монументы в честь первой обороны.

Естественно, что советский народ стремится также увеко-

вечить память бойцов, героев подполья и партизанской

борьбы, сражавшихся в городе в 1941-1944 годах. Со-

ветские воины сооружали памятники на могилах своих пав-

ших товарищей. Все делалось наспех, из бута, бетона, сами

создатели рассматривали эти монументы как временные.

И действительно, за прошедшие сорок лет они обветшали,

нуждаются в замене другими, выполненными в более дол-

говечных материалах. Начало положено: облицованы

гранитными плитами обелиски на Сапун-горе (автор -

инженер А. Д. Киселев) и на мысе Херсонес (архитектор

М. Д. Гинзбург), реставрация обоих обелисков выполнена

по проекту архитектора В М. Артюхова; заканчивается ре-

ставрация мемориального кладбища Великой Отечествен-

ной войны на Симферопольском шоссе у поселка Дергачи,

но предстоит еще сделать многое.

Лучшим памятником послевоенного периода следует

признать монумент " Родина - сыновьям " на Северной

стороне Севастополя. Он находится на на кладбище советских

воинов периода второй героической обороны города ( 1941 -

1942 гг. ), здесь же погребены моряки, погибшие при испол-

нении воинского долга в мирное время.

- 127 -

Фотография: Памятник создателям

инженерной обороны

Севастополя в 1941-1942 гг.

1976 г.

У кладбища форма трапеции, по бокам входа - якоря.

Слева и справа от центральной аллеи выстроились вдоль

дорожек плоские гранитные плиты с выбитыми на них име-

нами.

Главная аллея широка, она служит композиционной

осью некрополя, направленной на центральный обелиск.

Перспектива аллеи замкнута стелой с эпитафией героям чер-

номорцам.

Нижняя часть некрополя скрыта кипарисами, ивами,

вечнозелеными кустарниками. Верхняя - открыта. На га-

зоне возвышается 12-метровая фигура Скорбящего Матроса

(1963 г., скульптор П. И. Бондаренко, архитекторы А. А. За-

варзин и В.М. Артюхов). Подход к ней устроен продуманно.

Близ стелы с эпитафией главная аллея разделяется надвое.

Двигаясь по любой из дорожек, вы отовсюду видите мону-

мент - скорбно опущенную голову матроса, бескозырку

в руке, склоненное над пьедесталом знамя. И лаконичную

надпись: "Родина - сыновьям".

- 128 -

Фотография: Памятный знак

в честь восстановления

Севастополя после

Великой Отечественной

войны. 1984 г.

Памятник стоит на вершине холма, высота которого увели-

чена искусственной насыпью. К подножию ведет широкая

парадная лестница.

Бронза монумента контрастно выделяется на фоне стен

из известняка, окружающих его с трех сторон. На них

слева и справа высечены горельефы, изображающие усилия

матросов по спасению корабля. Рельефные композиции вы-

сечены в твердом местном известняке, получившем название

крымбальского камня. Авторы умело использовали зернис-

тую структуру материала для придания фигурам особой вы-

разительности.

Еще одно братское кладбище периода Великой Отечест-

венной войны находится на шестом километре шоссе Сева-

стополь-Симферополь у поселка Дергачи. Здесь в 1942 го-

ду гремели жестокие бои. На этом кладбище похоронены не

только павшие здесь воины, но и перенесен прах героев,

погибших за освобождение города. Здесь покоятся ветераны,

скончавшиеся в послевоенные годы.

- 129 -

Холмистая, выжженная, ржавая или золотая степь. Пря-

мо от шоссе короткая кипарисовая аллея приводит к тор-

жественному входу в некрополь - к пропилеям. Вспоми-

наются стихи Константина Симонова:

"Здесь нет ни остролистника, ни тиса,

Чужие камни и солончаки,

Проржавленные солнцем кипарисы,

Как воткнутые в землю тесаки".

Монументальные, высеченные из известняка знамена осе-

няют вход в мемориальный комплекс. Прямо перед ними -

величественный 12-метровый обелиск.

Кладбище благоустраивали в 1952-1955 годах. Но боль-

шинство монументов выполнено из недолговечных материа-

лов - бутового камня, бетона. Возникла необходимость

в реставрации. Проект ее был разработан в 1972 году (руко-

водители авторского коллектива - В. М. Артюхов, Е. В. Ве-

никеев, при участии И. Е. Фиалко). Работы завершаются.

Некрополь по своему архитектурно-художественному обли-

ку будет соответствовать его истинной значимости. Не-

большие братские могилы объединяются в шестнадцать

больших - прямоугольных, покрытых молодой зеленой

травой и приподнятых над аллеями. Ограда их выполнена

из массивных блоков розового гранита, на граните - имена.

В прежнем виде остаются мраморные, гранитные памятни-

ки, сохранена также архитектурная композиция и пропор-

ции центрального обелиска. Теперь на нем облицовка из

альминского камня, а облицовка постамента выполняется из

гранитных глыб.

Лаконичное и выразительное решение для памятника со-

здателям инженерной обороны города в 1941-1942 годах

нашел его автор - архитектор В.М. Артюхов (1976 г., в со-

авторстве с инженером С.Н. Фроловым). Монумент, постав-

ленный на холме, возвышается над перекрестком Симферо-

польского шоссе и дороги на Северную сторону именно там,

где было направление главного удара фашистских войск.

- 130 -

На стр. 131 фотография: Памятник В.И. Ленину. 1957 г.

Он выполнен в форме надолбы - пирамидального элемента

противотанковой обороны. В композицию удачно вписался

дот ╪ 10, сохранившийся с военных времен. Идея памят-

ника - незыблемость инженерного щита крепости. "Они

не пройдут!" - как бы начертано на гранях пирамиды.

Своеобразно, оригинально решен и памятник работникам

советской милиции, павшим на боевом посту (1967 г.). Его

автором является известный севастопольский скульптор

С.А. Чиж, создатель многих монументов города-героя. На-

ходится монумент в сквере имени Бузина на улице Пуш-

кина. Вытянутой вверх стеле придана форма щита, на кото-

рый вертикально наложен меч. У ее подножия прямоуголь-

ный формы бассейн, его водной глади касается крылом

взлетающая чайка, выполненная из алюминия.

8 мая 1979 года, накануне 35-летия освобождения города

от фашистских захватчиков, на набережной Приморского

бульвара открыт памятный знак эскадре Черноморского

флота (архитектор В.М. Артюхов, скульптор В.Е. Суханов,

инженер А.В. Володин). Для его сооружения авторы удач-

но использовали перекрытую аркой нишу в существующей

подпорной стене. Под аркой - горельеф, изображающий

боевой корабль, идущий на зрителя на фоне Графской при-

стани. Ниже - бронзовая плита с названиями 28 кораблей

эскадры.

В заключение - о главном монументе Севастополя -

памятнике В.И. Ленину, основателю Советского государст-

ва, вождю мирового пролетариата. Воздвигнут он в 1957 году

на вершине Центрального (Городского) холма. Он виден

почти из любой части города. Авторы проекта - лауреат

Государственной премии СССР скульптор П. И. Бондарен-

ко, архитекторы Г.В. Щуко, С.Я. Турковский.

Бронзовая фигура вождя высотой около девяти метров

возвышается на 13-метровом постаменте из полированного

гранита. Перед монументом устроена площадка, с которой

открывается незабываемый вид на рейд, безбрежное море с

громадами кораблей, тающими в туманной дымке горизон-

та.

Корабли и море - в этом был, есть и будет смысл сущест-

вования Севастополя.

- 132 -

 Назад

 На главную страницу