Вскрытие дверей подольск обивка двери в подольске.

Назад

На главную страницу

3. ХЕРСОНЕС - ХЕРСОН - КОРСУНЬ.

В труде и битвах путь твоих веков.

Менялись город, и враги, и боги;

Там, где сушились сети рыбаков,

Вдруг звон мечей - и варвар на пороге!

В. Диваков

Руины города находятся на мысу св. Владимира между

бухтами Карантинной и Херсонесской (она же Песочная,

Шмидта). Пояс стен с башнями отделял полуостров от ма-

терика, они частично сохранились (или реставрированы)

в приморских частях.

Херсонес производит величественное впечатление, несмот-

ря на то, что город много веков стоял покинутый жителя-

ми и часто использовался как каменоломня.

Его прошлый облик помогают представить свидетельства

очевидцев, побывавших здесь ранее. В 1578 году Херсонес

посетил М. Броневский, польский посол в Крыму: "...еще и

теперь возвышается высокая стена и башни многочислен-

ные и большие, из тесанных огромных камней... царский

дворец... с огромными стенами, башнями и великолепными

воротами... Дома города лежат во прахе и сравнены с зем-

лей. Большой греческий монастырь остался в городе, стены

храма еще стоят, но без кровли..." ( 42 ). Автор сообщает, что

турки вывозят колонны.

Во время путешествия князя В. М. Долгорукова по Кры-

му в 1773 году путешественники из-за недостатка времени

не смогли посетить Херсонес и удовлетворились его осмот-

ром с северной стороны Севастопольской бухты "верст за

пять". Но и на этом расстоянии они убедились, что "разва-

лившиеся стены с высокими башнями показывают вдали

его четвероугольную фигуру" ( 43 ).

Известный ученый и путешественник П. С. Паллас горь-

ко сетовал на разрушение Херсонеса, из которого брали ка-

мень на сооружение Севастополя: "При занятии Крыма су-

- 40 -

ществовала еще большая часть стен, построенных из пре-

красных тесанных камней, прекрасные городские ворота и

значительная часть крепких башен, из которых одна стояла

над самой бухтой и еще при моем посещении в 1794 году на-

ходилась в порядочном состоянии. Но постройка города

Ахтияра (Севастополя. - Е. В.) была причиной уничтоже-

ния этого древнего города" ( 44 ).

Первые сведения о раскопках в Херсонесе относятся к

1827 году. Их производил офицер Черноморского флота

Г. Крузе (известен также как геодезист, составивший план

окрестностей Севастополя, и корреспондент Одесского об-

щества истории и древностей), открывший три храма в цент-

ральной части города, один иэ них до сих пор носит назва-

ние "базилика Крузе". В дальнейшем раскопки продолжа-

лись как любителями, так и специалистами. В 1853 году

А. С. Уваров открыл одну иэ самых больших базилик (до

сих пор носит его имя), с 1876 года исследования принима-

ют систематический характер. До 1888 года их осущест-

вляет Одесское общество истории и древностей, а с этого го-

да - императорская Археологическая комиссия. С 1888 до

1907 года раскопками руководил К. К. Костюшко-Валюжи-

нич. Образовавшийся музей получил в 1892 году официаль-

ное название "Склада местных древностей". До революции

раскопками в Херсонесе занимались такие известные в Кры-

му археологи, как Р. X. Лепер и Л. А. Моисеев.

Новая жизнь началась для музея (ныне заповедник) с ус-

тановлением Советской власти. В 1925 году был закрыт Хер-

сонесский монастырь, построенный во второй половине

XIX века на территории городища, и его здания переданы

музею, который смог развернуть обширную экспозицию. Ра-

зумеется, увеличился и масштаб ежегодных раскопок. До

Великой Отечественной войны здесь работали известные

советские археологи К. Э. Гриневич и Г. Д. Белов.

В период временной оккупации Севастополя фашистскими

войсками фонды музея были эвакуированы, вернулись в Се-

вастополь они вскоре после освобождения - в 1944 году,

в начале следующего года музей возобновил свою работу.

В послевоенное время раскопками в Херсонесе руководили

С. Ф. Стржелецкий, О. И. Домбровский и другие. С 60-х го-

дов в них принимают участие многие университеты и музеи

страны.

В Советское время (с начала 30-х годов) начались систе-

матические работы по консервации и реставрации памят-

ников на территории городища. Посетителю особенно бро-

сается в глаза большой объем реставрационных работ в баш-

не Зенона (1963-1964 гг., руководители С. Ф. Стржелецкий

- 41 -

и В. Н. Даниленко) и недавно открытые для обозрения вели-

колепные мозаичные полы (руководители реставрации -

О. И. Домбровский и С. Г. Рыжов).

В 1963 году Херсонесское городище со всеми находя-

щимися на нем постройками объявлено комплексным па-

мятником архитектуры республиканского значения. Тем

самым официально признано, что раскопки Херсонеса пред-

ставляют не только чисто научно-археологический и исто-

рический интерес, но и имеют значительную художествен-

ную ценность. Херсонес представляет редкий образец ан-

тичного и средневекового зодчества, скульптуры и градо-

строительного искусства.

В настоящее время посетитель проникает на территорию

городища двумя путями - через главный вход с улицы

Древней или в ворота, обращенные к пляжу Солнечный в

Песочной бухте. Первое, что поражает и восхищает экскур-

санта, - это стены и башни древнего города. Даже в руинах

они величественны.

Юго-восточная часть крепостной ограды Херсонеса (со

стороны главного входа) предназначена была защищать го-

род с наиболее доступной - нижней - стороны. Невыгод-

ность положения обороняющихся усугублялась еще тем, что

над этими куртинами "командует", как выражаются спе-

циалисты по фортификации, соседняя высота - Девичий

холм (на нем сейчас стоит жилой дом с пристроенным рес-

тораном "Дельфин"). На этой возвышенности осаждающие

могли (да, наверное, так и делали) установить свою артил-

лерию (метательные машины) и обстреливать внутренность

крепости. Разумеется, на это место жители города всегда

обращали особое внимание. Мощная стена, возведенная в

III веке до н. э. и неоднократно перестраивавшаяся до

XI века, в нижней части сложена из мощных известняко-

вых плит-квадров, обработанных под руст. Квадры пригна-

ны друг к другу насухо, без раствора, дополнительное скреп-

ление им обеспечивают медные стержни - пироны. Ряды

квадров составляли внешние панцирные оболочки стен. Про-

странство между ними забутовывалось. Описанный прием

сооружения крепостных стен характерен для античной тех-

ники.

С поля основную ограду прикрывает вспомогательная,

внешняя, стена -протейхизма, сооруженная в I веке н. э., в

римское время. Ее назначение - лишить врага возможно-

сти придвинуть стенобитные орудия и обеспечить так назы-

ваемый "прикрытый ход" (еще один фортификационный

термин), пользуясь которым осажденные могли незаметно

собираться для внезапной вылазки. В пространстве между

- 42 -

стенами проходила дорога к городским воротам, хорошо

контролируемая сверху (перибол)*.

Перибол приводит к городским воротам III века до н. э.,

скрытым в толще стены. Проем шириной около 4 м. ведет

в коридор длиной 8,4 м. Путь в любой момент могла пре-

градить падающая решетка - катаракта, пазы для которой

можно видеть и сейчас.

Ворота существовали до I века н. э., потом их засыпали,

в Х или XI веке над ними была сооружена небольшая ка-

литка.

Разумеется, описанные ворота были не единственными,

но именно к ним подводила дорога, шедшая мимо обшир-

ного кладбища-некрополя, находившегося перед городом на

берегу Карантинной бухты. Вспоминается описание древне-

греческого города известного французского историка архи-

тектуры О. Шуази (1841-1909): "На приближение к нему

указывают бесконечные ряды гробниц, примыкающих к

зубчатой ограде, далее - улицы, застроенные лачугами,

в промежутках - площадь или рынок, окруженный порти-

ками, где кишит толпа, подобно современной толпе на во-

сточных базарах, суды под открытым небом, крытые га-

лереи для прогулок, где масса праздного народа собира-

ется обсуждать общественные дела, храмы, скрытые между

портиками, победные памятники между храмами, театры,

палестры, стадии" ( 45 ).

Городская стена снабжена башнями, самая мощная из

них - та, которую видит посетитель, приближаясь к горо-

дищу по улице Древней. По установившейся традиции ее

называют башней Зенона - именем византийского импе-

ратора, царствовавшего с 474 по 491 год. В 1794 году акаде-

мик П. С. Паллас, посетив своего друга, тоже известного

ученого - К. И. Габлица, в его имении под Севастополем,

обнаружил у него мраморную плиту с текстом. Надпись

сообщала, что император Зенон в 488 году даровал городу

часть податей, платимых жителями. "На эти (суммы), го-

ворит текст, возобновляя стены во спасение этого самого го-

рода и благодарствуя, поставили мы эту надпись в вечное

воспоминание их царствования. Возобновлена же башня

эта трудом светлейшего комита Диогена" (46).

* ( Примечание )Сейчас, в летнее время, периболу нашли оригинальное практическое

применение - там ставит свои спектакли драматический театр КЧФ им. Лав-

ренева. Замкнутое пространство между каменными стенами обладает непло-

хими акустическими качествами. Кроме того, зритель как бы переносится в

изображаемую на сцене эпоху, это усиливает эмоциональное воздействие

спектакля. В сезоны 1982 и 1983 годов поставлена пьеса севастопольско-

го драматурга И. Маркевича "Смех и слезы Херсонеса" и драматическая

хроника В. Шекспира "Генрих VI". Эти спектакли необычайно популярны.

- 43 -

Из текста ясно, что доска была установлена на башне,

но на какой именно - сказать нельзя. Прежде чем попасть

в музей, доска прошла долгий путь. К. И. Габлиц передал ее

таврическому губернатору А. М. Бороздину, тот подарил

плиту князю М. С. Воронцову, сын которого, С. М. Воронцов,

и вернул ее в Херсонес (подарил монастырю).

Башня Зенона находится на самом опасном участке, поэто-

му она сделана сплошной, чтобы ее невозможно было про-

бить таранами. Она, вероятно, представляла собой фунда-

мент для установки мощной метательной машины, способ-

ной противостоять артиллерии осаждавших, которую по-

следние могли установить на Девичьем холме. Башня пере-

жила несколько строительных периодов, в продолжение

которых ее толщина неуклонно увеличивалась. Первона-

чальная башня диаметром около восьми метров была соору-

жена в страшной спешке во II веке до н. э. О том, что строи-

тели торопились, свидетельствует то, что для ее сооружения

использовались могильные плиты предков. Перенесенные

с некрополя, они были уложены в кладку. Из-за этой счаст-

ливой (для нас) случайности до нас дошли образцы поли-

хромной росписи IV-III веков до н. э., в том числе боль-

шого фрагмента портрета молодого человека, написанного

по штукатурке восковыми красками - настоящий шедевр

античной живописи IV века до н. э. (подробнее о нем будет

сказано ниже). Спешка при сооружении башни станет по-

нятна, если мы вспомним, что II век до н. э. - это время

ожесточенной борьбы со скифами.

Времени высекать камень в каменоломнях уже не было

(да, возможно, они уже находились на территории, захва-

ченной неприятелем) и потому в дело пошли могильные

памятники.

Впоследствии башню перестраивали пять раз (в том чис-

ле, возможно, и при императоре Зеноне). Последняя пере-

стройка произошла в IX или Х веке. На этот раз башня ока-

залась настолько массивной, что внутри нее решили устроить

небольшое помещение для караула.

Рассматривая это внушительное сооружение, трудно по-

верить, что до начала XX века о его существовании не подо-

зревали, то есть башня, конечно, была, но ее скрывал слой

земли толщиной в шесть-восемь метров. Памятник раско-

пал в 1898-1909 годах К. К. Костюшко-Валюжинич, в

1959-1961 годах его реставрировал и обследовал

С. Ф. Стржелецкий.

Херсонес, как и все античные города, характеризуется

регулярной, прямоугольной сетью продольных и поперечных

улиц. Этот прием носит название гипподамовой плани-

- 44 -

ровки, по имени древнегреческого архитектора Гипподама

(V в. до н. э.), которому приписывали ее изобретение.

Продольные улицы в Херсонесе шире поперечных (соот-

ветственно 7,5 м и 4,5 м.). Кварталы небольшие - по три-

четыре усадьбы, с улицы их не было видно - тянулся только

длинный ряд сплошных стен. Город был достаточно хорошо

благоустроен даже по современным меркам - имел водопро-

вод, самотечную канализацию.

Типичный по планировке жилой дом III-II веков до н. э.

раскопан в 1936-1938 годах на северном берегу Херсонеса.

Он двухэтажный, дверь в глухой ограде ведет с улицы

во двор, куда обращены окна всех помещений. Отопления

в доме не было - в ненастные дни его обитатели грелись

у переносных жаровен с раскаленными углями. Кстати,

приверженность к такой системе отопления держалась в

Крыму очень долго - переносные жаровни можно увидеть

в Бахчисарайском дворце. В кухне был сложен очаг для

приготовления пищи, но дымохода он не имел - топили

по-черному.

В темное время суток зажигали глиняные светильники,

наполненные маслом, в котором плавал фитиль. Жилые

комнаты были ориентированы на юг, для лучшего обогрева,

хозяйственные помещения находились с противоположной

стороны.

Летом обедали в летней столовой, открытой в сторону

моря. Женская половина дома находилась на втором этаже,

первый этаж занимали мужчины.

В центральной части города располагался его обществен-

ный и религиозный центр (акрополь), рядом с которым на-

ходилась агора - городская площадь, где помещался рынок

и происходили общие собрания свободных граждан полиса.

Неподалеку от нее, на пологом склоне холма, обращенном

к Карантинной бухте, построили театр (открытый сравни-

тельно недавно - в 1954 году, автор раскопок - О. И. Дом-

бровский). Он сооружен в середине III века до н. э. и су-

ществовал до конца IV века н. э., когда, очевидно, под влия-

нием христианских священников, считавших театральные

представления греховными, театр был закрыт и постепен-

но стал разрушаться, так как служил каменоломней. Впо-

следствии на его месте построили жилые дома и две церкви,

для их сооружения использовали архитектурные детали те-

атра, найденные потом в позднейшей кладке.

Театр сохранился далеко не полностью, и поэтому трудно

определить его вместимость. Одни исследователи считают,

что он был рассчитан на 1800-2000 человек, другие пред-

полагают наличие 3000-3200 мест. Но в любом случае

- 45 -

На стр. 46, 47 Крепостные стены Херсонеса ( южный участок ).

Иллюстрация: Жилой дом III-II вв. до н.э. Реконструкция.

ясно, что театр был весьма солидных размеров. В центре

его располагалась орхестра - полукруглая площадка диа-

метром в 23 метра. На ней помещался хор - непремен-

ный участник древнегреческого спектакля. К орхестре при-

мыкал проскений - площадка, возвышавшаяся над ней

на 1,5-2 метра. Именно она служила подмостками для

выступления. На заднем плане проскения находилось поме-

щение для переодевания актеров (скене). Стена этого по-

мещения, обращенная на проскений, была оформлена полу-

колоннами дорического ордера. Этот фасад служил фоном

для представления, возможно, на него навешивались или

к нему приставлялись декорации.

Перед комплексом сооружения для актеров (сценой, в со-

временном представлении) вверх по склону холма амфи-

театром поднимались вырубленные в известняке ряды ска-

мей для зрителей (театрон). Скамьи делились на секторы,

связанные друг с другом каменными лестницами. В театр ве-

ли два входа, называвшиеся пародами.

- 48 -

Древнегреческий театр был государственным учрежде-

нием. В нем ставились не только драматические пред-

ставления, но проходили концерты музыкантов, поэтиче-

ские состязания, устраивались общественные собрания. Веро-

ятно, именно здесь в III веке до н. э. выступил перед

согражданами Сириск, сын Гераклита, с чтением своего тру-

да, где он "явления Девы (главной богини херсонеситов. -

Е. В.) трудолюбиво описав... и про отношения к царям

Боспора рассказал и бывшие дружеские отношения с города-

ми исследовал согласно достоинству народа" ( 47 ). Восхищен-

ные слушатели постановили увенчать первого историка Хер-

сонеса (и, кстати, первого из живших на территории СССР)

золотым венком, а постановление об этом высечь на камен-

ной плите, которую поставить на всеобщее обозрение

в притворе храма Девы.

В I веке н. э. с приходом римлян многое меняется в судьбе

театра. Как известно, в это время широкую популярность

получили бои гладиаторов. В первом веке в Херсонесе появ-

ляется постоянный римский гарнизон и орхестра в театре

расширяется, превращаясь в арену для кровавых побоищ.

Неподалеку от театра расположено одно из крупнейших

и древнейших зданий города. Обычно его называют монет-

ным двором (IV-III веков до н. э.), и, очевидно, оно и было

им, хотя полной уверенности в этом нет. При раскопках

(их вел в 1904 году К. К. Костюшко-Волюжинич) были

обнаружены части горна для плавки бронзы и монеты. Это

и дало основание считать здание монетным двором.

Оно погибло от пожара еще в III веке до н. э. и с тех пор

не восстанавливалось. Сейчас доступна для обозрения только

часть подвального этажа, остальное раскопанное простран-

ство вскоре после исследования было засыпано и на его

месте служители монастыря посадили сад.

Главным фасадом монетный двор был обращен на цент-

ральную улицу города. Сохранившиеся стены сложены из

массивных тесаных каменных плит (квадров) без раствора.

В стенах чередуются продольно и поперечно лежащие

блоки, т. е. квадры, положенные на ребро и плашмя во всю

ширину стены. Такой способ кладки по-русски называется

"логом и тычком".

Раскопки позволили установить, что сооружение состояло

из нескольких помещений (сейчас можно наблюдать только

четыре), сгруппированных вокруг двора, окруженного гале-

реей, образованной 26 колоннами.

Здание монетного двора примыкает к небольшой, но живо-

писной площади. На ней, или в непосредственной бли-

зости от нее, находятся все музейные помещения, где раз-

- 49 -

На стр. 50, 51 Античный театр. Фотография.

Иллюстрация: Капитель колонны V в н. э. Фотография.

вернута экспозиция, хранятся фонды и архивы, работают

научные сотрудники. Это здания бывшего Херсонесского

монастыря, построенные в основном во второй половине

прошлого века. Маленькая площадь с фонтаном в центре

вымощена крупными каменными плитами. С северо-восточ-

ной стороны она ограничивается фасадом бывшего на-

стоятельского корпуса (ныне здесь средневековый зал музея,

его административные и производственные помещения).

Здание сооружено в 1864 году, автор проекта и строитель-

архитектор К. Вяткин. Главный вход не совсем обычен, он

устроен с торца, обращенного к площади. На второй этаж

ведет парадная наружная лестница, сооруженная парал-

лельно внешней стене. Ее ступени приводят на широкую

каменную террасу, откуда монументальные двери ведут

внутрь здания. Большую часть второго этажа занимает

двухсветный зал музея, где расположена экспозиция сред-

них веков. Это бывшая домовая церковь Корсуньской Бого

матери.

- 52 -

Иллюстрация: Главная площадь Херсонесского Заповедника.

Фотография.

С бокового фасада, обращенного к главной улице Хер-

сонеса - Херсона, пристроен вход-тамбур, поддерживаю-

щий каменный балкон. Он появился не сразу, а был соору-

жен К. Вяткиным в 1866 году. До настоящего времени

в корпусе действует система отопления, устроенная в 1896 го-

ду, тогда же архитектор и художник В. А. Фельдман вы-

полнил рисунок иконостаса для домовой церкви (не сохра-

нился). В 1982 году произведена реставрация корпуса (авто-

ры проекта - Е. В. Веникеев, С. Н. Фролов).

Противоположную сторону площади занимает небольшое

здание с куполом - это бывший храм семи священномуче-

ников херсонесских, сооруженный в 1861 году. Рядом с

ним - бывшая трапезная монастыря, построенная в 1914 го-

ду (автор - А. Мелашко). В ней находится античный зал

музея.

Херсонес имел в дореволюционное время большое значе-

ние, так как по легенде именно здесь Русь приняла хрис-

тианство. Предполагали, что здесь состоялось крещение

- 53 -

князя Владимира. Поэтому еще в 1850 году основали

небольшой монастырь, но его постройки (в частности, храм

св. Ольги, построенный в 1854 году) погибли во время

первой обороны Севастополя.

К началу военных действий была собрана значительная

сумма на сооружение собора в честь св. Владимира (его

проект в пятикупольном варианте выполнил К. А. Тон),

но после войны эти деньги частично пошли на строительство

Владимирского собора в Севастополе. Впоследствии было ре-

шено соорудить два "одноименных" храма и в Херсонесе

и в Севастополе.

Херсонесский собор св. Владимира был заложен в 1861

году в присутствии Александра II и императорской семьи.

К тому времени уже изжил себя официальный "русско-

византийский" стиль церковной архитектуры николаев-

ских времен, апологетом которого был К. А. Тон, счи-

тавший непременным условием чистоты стиля пятиглавие

церквей. Новый проект выполнил архитектор Д. И. Гримм,

тяготевший к византийскому стилю в чистом виде. Огром-

ный крестово-купольный храм по его проекту сооружал-

ся долго - время от времени финансирование прекращалось

и строительство останавливалось. Окончен он был только в

1892 году, причем за это время успело смениться несколько

ведущих архитекторов. Ими были архитекторы К. Вяткин,

Н. Арнольд, Ф. Чагин и Безобразов.

Собор двухъярусный, в первом сохранились остатки сред-

невекового храма, с которым связывают, впрочем без особых

оснований, легенду крещения князя Владимира. Факт его

крещения в Херсонесе ничуть не противоречит древним ис-

точникам, называющим и другие места этой церемонии

(например, Киев). Князь, скорее всего, повторял обряд не-

однократно в целях пропаганды новой религии, введение

которой на Руси, как известно, прошло не безболезненно.

Во время Великой Отечественной войны здание собора

сильно пострадало - рухнул купол с барабаном, пробив

межъярусное перекрытие, полностью уничтожена живопись,

выполненная академиками А. И. Корзухиным и Рис-

сом, профессором Т. А. Нэффом, художниками Н. А. Май-

ковым. Малышевым, Молокиным.

Но и в руинах собор величествен, он гармонирует с суровой

природой каменистого мыса, сохранившимися постройками

монастыря, развалинами античных и средневековых зданий.

Несколько лет тому назад принято решение восстановить

собор, и в Киеве уже разработан проект его реставрации.

Конечно, эта огромная работа потребует многих лет и боль-

ших средств, но ее осуществление вполне реально.

- 54 -

Иллюстрация: Владимирский собор. Фотография.

Собор находится в районе акрополя и центральной

площади Херсонеса. Главная улица пересекала площадь

и продолжалась дальше, к стрелке мыса. Здесь она заканчи-

валась другой площадью (сохранилась античная мостовая)

на крутом морском берегу. В V веке на ней соорудили хрис-

тианский храм-базилику. Слева от главной улицы лежат

раскопанные кварталы города - их дома представлены

фундаментами.

Порт находлся внизу, на берегу Карантинной бухты.

Его окружали особые стены, а между портом, берегом бухты

и башней Зенона в первых веках нашей эры была устроена

городская цитадель. Здесь последняя, двадцатая куртина

городских стен поворачивала под прямым углом и упира-

лась в берег бухты.

От площади на стрелке мыса приятно пройти тропой над

обрывом. Справа - бесконечность открытого моря, слева -

большой земляной вал - следы береговой батареи, соору-

женной во второй половине XIX века. Под ним скрываются

- 55 -

Стр. 56, 57 Уваровская базилика. Фотография.

нераскопанные еще сооружения древнего города. Минуя

узкий каменистый пляж (к нему надо спускаться по крутой

лестнице), тропа приводит к Уваровской базилике - самому

крупному из раскопанных в Херсонесе храмов (22 м на

50 м), открытому в 1853 году А. С. Уваровым. Исследования

памятника неоднократно возобновлялись как в дореволю-

ционное, так и в советское время. В 1970 году выполнены

консервационные работы под руководством С. Г. Рыжова.

Храмовый комплекс был внушительным сооружением

(построен в V-VII вв., в Х в. капитально перестроен). Его

центральный неф (11 м на 36 м) был шире и выше боковых,

он имел под перекрытием оконные проемы, откуда в полу-

темный храм (боковые нефы окон не имели) сверху лились

потоки света. Нефы отделялись друг от друга двумя колон-

надами по одиннадцати колонн в каждой. Центральный

заканчивается полукруглой апсидой (храм одноапсидный).

В базилику попадали через два притвора - экзонартекс

(внешний) и нартекс (внутренний). Первый был выполнен

в виде крытой аркады, выходящей на внутренний двор

(весь храмовый комплекс окружали стены) с бассейном-

фиалом (реставрирован). Пол центрального нефа - из

больших мраморных плит, а пол в боковых нефах покрывала

мозаика в виде орнаментального узора (ее можно осмотреть

в одном из залов Государственного Эрмитажа в Ленингра-

де).

Рядом с храмом находится небольшое здание - бапти-

стерий (крещальня). Открыто в 1876 году раскопками

Одесского общества истории и древностей. Это тоже храм,

но с купелью, вырубленной в скале. Размеры всего здания

и купели наводят на мысль, что в VI-VII веках, когда был

сооружен баптистерий, широко практиковалось крещение

не только детей, но и взрослых язычников, коих было предо-

статочно.

Над обрывом на берегу моря, между двух массивных ка-

менных пилонов, висит медный колокол. У него своя и очень

богатая событиями история.

Вечером 27 августа (8 сентября) 1855 года гарнизон

Севастополя по понтонному мосту отступил на Северную

сторону, 349-дневная оборона окончилась. Южная и Кора-

бельная пылали, взлетали в воздух пороховые погреба ба-

тарей. Через три дня в разрушенный город вошли осаждав-

шие. Оккупация продолжалась около года, за это время

англичане и французы взорвали все, что могли взорвать,

и вывезли все, что можно было считать "трофеем". Не из-

бежали этой участи и 13 колоколов севастопольских церк-

вей, но их конфискации был придан вид некоторой закон-

- 58 -

ности. Вспомнили о законах 1807 и 1810 годов, принятых

еще Наполеоном I, по которым колокола захваченных горо-

дов должны передаваться артиллерийскому ведомству, ве-

роятно для переплавки на орудия. Но век бронзовых пушек

уже прошел, артиллеристы не знали, что делать с колоко-

лами, и передали их военному министерству.

Дальнейшая судьба большинства из них неизвестна, но в

1913 году один русский колокол был обнаружен висящим

в знаменитом соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам де

Пари), причем, похоже, уже никто не помнил, как он там

оказался. Об этом стало известно французскому консулу в

Севастополе Л. И. Ге, который предложил вернуть коло-

кол.

Приближалась первая мировая война, Франция была

кровно заинтересована в укреплении союза с Россией, и

23 ноября (6 декабря) "колокол-пленник" прибыл в Севасто-

поль и был поднят на звонницу Херсонесского монастыря

(не сохранилась, находилась рядом с Владимирским собо-

ром). В письме к Л. И. Ге президент Франции Р. Пуанкаре

написал, что он возвращает колокол России в "знак союза

и дружбы". Русское правительство в свою очередь награди-

ло французского консула орденом св. Владимира 4-й сте

пени.

За несколько лет до этого события, в 1894 году, у Херсоне-

са потерпел крушение, напоровшись в тумане на прибреж-

ные скалы, пароход "Петр". С тех пор один из колоколов мо-

настыря был специально назначен звонить во время тума-

на*. Возможно, эту роль пришлось выполнять и колоколу

из Парижа.

В 1925 году, после закрытия монастыря, его колокола

были сняты, но Управление по обеспечению безопасности

кораблевождения на Черном и Азовском морях обратилось

в Севастопольский горисполком с просьбой оставить один

из колоколов для звона в туманную погоду. В это время

колокол и был установлен между каменными пилонами на

берегу. Он пережил вторую героическую оборону города,

дождался его освобождения. Только к старым шрамам от

пуль и осколков прибавились новые.

Я с детства не раз слышал, что это тот самый колокол,

который побывал в соборе Парижской Богоматери, но,

кроме общей убежденности, других доказательств никто

привести не мог. Решив выяснить это обстоятельство, я об-

* Примечание:Тем более что существовали специальные законы

1851 и 1893 гг , предписывающие церквам звонить в колокола

во время метелей, вьюги и пасмурности ( 48 ).

- 59 -

Стр. 60 Херсонесский колокол. Фотография

 

ратился к материалам Севастопольского государственного

архива, где обнаружил любопытнейшее "Дело о возвраще-

нии из Франции колокола" В "Деле" находится его подроб-

ное описание, где, в частности, сказано, что колокол "имеет

изображения на одной стороне св. Николая, а на другой

неизвестный святой, стоящий на луне" Кроме того, приво-

дится текст надписи на колоколе, который уже в то время

сохранился не полностью: "сей колокол... вылит... святого

Николая Чудотворца в Таганро (очевидно, в Таганроге -

Е.В. ) из турецкой артиллерии весом пуд* 1776 года меся-

ца августа... числа" ( 50 ).

Тщательное обследование (вместе с инженером Л.Т. Арте-

менко) обнаружило все эти изображения и текст, хотя и

пострадавший от пуль и осколков, но вполне читаемый

(особенно хорошо сохранился год отливки) Сомнения исчез-

ли - это колокол, бывший в Париже.

Благоговейное изумление внушает его судьба отлитый

из трофейных пушек за пять лет до основания Севасто-

поля, он более полувека провел в плену во Франции, вер-

нулся на родину, перенес первую мировую и гражданскую

войны, героическую оборону города в Великую Отечествен-

ную войну, годы оккупации, бои при освобождении и до сих

пор неколебимо возвышается на древнем берегу Херсонеса!

"По ком звонишь ты,

колокол бессонный,

Кого зовешь

чугунными стихами?" ( 51 )

За возвышенностью, на которой установлен колокол,

берег опускается вдоль моря пологим амфитеатром. Это

северный район Херсонеса, раскопками здесь открыты дома

и кварталы от III века до н. э. до XIV века. Внимание

посетителей привлекает изящная белая колоннада базилики

VI-Х веков. Ее чаще всего воспроизводят на открытках

и фотографиях с видами Херсонеса - почти на самом

* Примечание: Вес колокола 451 пуд ( 49 )

- 61 -

Стр. 62, 63 Базилика VI в. н.э. Фотография.

 

берегу моря, на фоне волн стоят ряды колонн из бело-голу

бого проконесского мрамора:

"Бессмертным солнцем светит колоннада

В блаженный мир ведут ее врата" ( 52).

Базилика открыта во время раскопок в 1935 году, кото-

рые проводились под руководством Г. Д. Белова, построена

в VI веке, в Х веке перестроена (размеры 32,5 м на 18,6 м).

Храм был трехнефным, нефы отделялись друг от друга дву-

мя рядами колонн по шесть в каждом ряду, центральный

неф - выше и шире боковых, с окнами, освещавшими весь

храм, заканчивался полукруглой апсидой. Базилика имела

внешний и внутренний притворы; стены сооружены из

крупных, тщательно отесанных известняковых блоков, вну-

треннее пространство между ними заполнено щебнем на

известковом растворе. Глубина заложения подошвы фунда-

ментов значительна - почти два метра.

Стены покрывала фресковая живопись, изображающая

птиц, окруженных геометрическим и растительным орна-

ментом. Фрески можно осмотреть в средневековом зале му-

зея.

Полы боковых нефов были мозаичными, а центрально-

го - из больших мраморных плит.

Но не надо думать, что базилика при раскопках предстала

в том виде, в каком мы ее сейчас наблюдаем. Колонны (их

пышные резные капители поддерживали арки сводов)

найдены и установлены в 30-х годах нашего столетия; в

1957-1958 годах произошел следующий этап реставра-

ции - поставлены стены между нефами и внутренним

притвором, установлены мраморные детали интерьера

храма.

Ниже его, у современной лестницы к морю, видны стены

ванной комнаты - единственного сооружения, что сохрани-

лось от богатой усадьбы II века до н. э. Пол помещения

украшала частично сохранившаяся мозаика из разноцвет-

ной морской гальки, она перенесена в античный отдел

музея, а на месте оставлена копия из того же материала.

Использование для мозаики морской гальки (явление,

кстати, довольно редкое) продиктовано тонким вкусом не-

известного художника. Ведь смоченное водой (как и полага-

ется в ванной комнате) изображение из гальки приобретало

особую яркость и выразительность. Сама картина изящна

и гармонична: две стоящие обнаженные женские фигуры

(одна из них, очевидно, играет на флейте), между ними

луатерий - чаша на высокой ножке для омовения. На краю

чаши птица, вторая - над ней, в воздухе. Общий фон карти-

- 64 -

 

 

Фотография : Базилика в базилике. Мозаичный пол.

 

ны - темный, только на плечо правой фигуры наброшен

ярко желтый плащ.

Несмотря на то, что верхняя и нижняя части картины

повреждены, видно, что перед нами редкое и ценное про-

изведение искусства.

Раскопанные кварталы окружены темной зеленью кево-

вых (фисташковых) деревьев. Они невелики, но живут до-

вольно долго - несколько столетий. Их часто находят на

местах старинных поселений (из косточек плодов добывали

масло). Среди деревьев, к югу от северного квартала, белеет

одинокая колонна. Это еще один известный памятник сред-

невекового Херсонеса, так называемая "базилика в базили-

ке". Она открыта в 1889 году К. К. Костюшко-Валюжини-

чем. В 1972-1974 годах под руководством С. Г. Рыжова и

О. И. Домбровского проводилась консервация и реставра-

ция мозаичных полов.

Первый храм на этом месте построен в VI веке. Он был

типичной для того времени трехнефной базиликой (27 м на

- 65 -

Фотография : Базилика в базилике

22 м) с притвором и обладал красивыми мозаичными пола-

ми, которые ныне, благодаря недавно изобретенным спо-

собам закрепления, реставрированы и экспонируются под

открытым небом. Здесь можно видеть изображения птиц

и нарядный геометрический орнамент, что характерно для

подобных произведений раннего средневековья. Особенно

интересна так называемая "мозаика с павлином", найденная

на полу помещения, примыкавшего к северному нефу бази-

лики. Павлин - символ воскресения, окружен круглыми

медальонами с голубями, символизирующими святой дух.

Материал мозаики: смальта, мрамор, известняк разных цве-

тов.

К Х веку храм лежал в развалинах, в это время на его

месте строят новую базилику, но она была настолько мала,

что полностью поместилась в центральном нефе старого

храма (отсюда и название памятника - "базилика в бази-

лике"). При ее возведении использовали строительные

материалы и архитектурные детали разрушенного храма.

- 66 -

Мозаичные полы при этом сильно пострадали. В XV веке

храм был уничтожен пожаром.

На территории городища и ближайших окрестностей от-

крыто еще много храмов и других памятников (в комплекс

Херсонеса Таврического входит 61 объект), но даже краткое

описание их превысило бы объем данной книги. Кроме упо-

мянутых следует назвать еще "Базилику на горе", кресто-

образный храм на акрополе, базилику VI века. Восточ-

ную, Северную и Западную базилики; уже упоминавшийся

храм, названный именем зачинателя Херсонесских раскопок

(базилика Крузе); храмы: шестистолпный, подземный

храм-мавзолей, "на сводах", "с ковчегом", "с аркосолия-

ми"*, загородный, храм на Девичьей горе. Список внуши-

тельный, а ведь сюда еще следовало бы добавить различные

производственные комплексы: керамический, рыбопромыш-

ленный, винодельческий и др. Кроме того, произведены

раскопки некрополей, многих жилых кварталов и значитель-

ной части оборонительных сооружений.

Исследовано много, но много еще не раскопано. Неподале-

ку от "базилики в базилике" в последние годы ведутся рас-

копки кварталов заключительного периода жизни города

XIII- XIV веков. Весь участок квартала тесно, вплотную за-

строен жилыми домами. Применяя современную терминоло-

гию, можно сказать, что плотность застройки была огромной

и намного превышала предельно-допустимые санитарные

нормы. Дома сложены из бута "на грязи" (земляной раст-

вор), для придания прочности в эту несовершенную кладку

вмонтировали деревянные брусья. Угол квартала занимала

крошечная часовня, служившая и усыпальницей.

За раскопанными кварталами к западу следует плоское

плато - здесь также были жилые кварталы Херсонеса, эта

часть города еще ждет своих исследователей. Там, где плато

начинает опускаться к Херсонесской бухте (она же Песоч-

ная или Шмидта), мы снова видим живописно-грозные

развалины стен и башен. Исследованы пять крепостных

куртин. Стены примыкали к морю, их очертание кремальер-

но (ломаной линией) в соответствии с особенностями рель-

ефа. Перед стенами в скале высечен ров. Впрочем, этот

участок оборонительной линии неоднократно перестраивал-

ся, например ров был засыпан и параллельно основной

крепостной ограде сооружена вспомогательная - протей-

хизма.

Единого мнения о времени сооружения стен от первой до

четвертой куртины у исследователей нет, но наиболее рас-

Примечание: * Аркосолии - разгрузочные арки в стенах.

- 67 -

пространенная дата - Х-XI века. Стены сложены из

бута на известковом растворе, снаружи они были облицова-

ны известняковыми плитами. Большая их часть разобрана

в XVIII- начале XIX века, остальные плиты пережгли на

известь (у третьей башни была построена специальная

печь).

Этот, сравнительно поздний, участок стен появился при

очередном расширении территории средневекового города.

Он примыкал к пятой куртине, замыкавшейся с юго-запада

массивной круглой башней. Последняя часть крепостной

ограды довольно древняя (III в. до н. э,), сложена в уже зна-

комой нам технике, когда внешняя облицовка стен выпол-

нена из тесаных рустованных плит. Они положены вдоль

и поперек стены, по высоте плиты чередуются: поставлен-

ные на ребро и положенные плашмя. Забутовка - на глиня-

ном растворе. Верхняя часть стен (они сохранились до вы-

соты 3,5 м при толщине 3,2 м) выполнена уже на извест-

ковом растворе и датируется I-II веками н. э., как и круглая

башня. Она не так велика, как башня Зенона, но тоже

внушительна - ее диаметр - 14,5 м.

Неподалеку от башни (к юго-востоку) находились еще

одни городские ворота - через них попадали прямо на

главную улицу Херсонеса. С этой же стороны (у четвертой

башни) в город вел самотечный водопровод из керами-

ческих труб.

Именно с этой стороны Херсонес осаждали войска князя

Владимира, флот которого стоял в Песочной бухте. По ле-

тописному преданию падение города было предрешено

тем, что один из его жителей, некто Анастас, по каким-то

причинам настроенный прославянски, пустил в лагерь

осаждавших стрелу. К древку ее была прикреплена записка,

объяснявшая, где следует копать, чтобы перекрыть водопро-

вод. Доступ воды в город прекратился, и Херсонес вскоре

вынужден был капитулировать.

На территории Херсонеса сохранилось много прекрасных

образцов античного искусства: статуи, портики с колонна-

ми, произведения коропластики (скульптуры из терракоты).

Наибольшее развитие в IV-II веках до н. э. получили

архитектура и скульптура, гармонично сочетавшиеся и

дополнявшие друг друга.

Мы привыкли видеть и представлять себе античные храмы

и сооружения ослепительно белыми, под ярким солнцем,

на фоне моря. Многие художники, обращавшиеся к антич-

ным сюжетам, именно так и писали свои картины. Между

тем в античные времена фасады зданий, а также отдельные

архитектурные детали (даже мраморные) покрывались по-

- 68 -

Фотография: Голова юноши.

Мрамор. IV в. до н. э.

Херсонесский заповедник

лихромной росписью контрастных цветов. Впрочем, местного

мрамора в окрестностях Херсонеса не было: так называемый

"крымский, или балаклавский, мрамор" - это мраморовид-

ный известняк. Обнаруженные архитектурные и скульптур-

ные детали (например, прекрасный мраморный акротерий с

тончайшей резьбой, демонстрирующийся в античном зале,

или фрагменты статуй из мрамора) импортировались из дру-

гих частей греческого мира, богатых мраморными залежами.

Местным специалистам приходилось довольствоваться из-

вестняком сарматского яруса, из которого сложен почти

весь Гераклейский полуостров.

Известняк этот очень прочен, трудно поддается атмосфер-

ным воздействиям. Он широко применялся в архитектуре

и в скульптуре (в основном для надгробных памятников).

Граждане Херсонеса даже на заре своей истории чтили

произведения искусства, до нас дошел фрагмент мрамор-

ной статуи, открытой К. Э. Гриневичем в 1926 году при

раскопках цитадели (в путеводителях по Херсонесу фраг-

- 69 -

мент обычно называют "головой атлета"). Высота портрета

всего 13 см. Скульптурная голова юноши имеет поврежде-

ния, но какая это прекрасная работа! Лицо не отличается

симметричностью и правильностью черт - надбровные ду-

ги сильно выдвинуты, рот слишком мал, с пухлыми губа-

ми; но выражение лица задумчиво и одухотворенно. Приз-

нано, что скульптор относился к школе Скопаса - знаме-

нитого греческого мастера IV века до н. э. Датируется фраг-

мент IV-III веками до н. э.

Херсонесские авторы не только следовали общегреческим

течениям в искусстве, но и создавали образцы скульптуры,

характерные только для своего города. Это так называемые

"антропоморфные" надгробия с изображением человека.

Возможно, что отсутствие местного мрамора вызвало к

жизни массовое производство скульптурных изображений из

терракоты (коропластика). Их обнаружено очень много, раз-

личной величины (есть довольно большие). Встречаются

формы, обнаружена даже целая мастерская по изготовлению

терракотовой скульптуры. Сюжеты скульптур самые различ-

ные - изображения богов и героев, жанровые сцены. Очень

интересны терракотовые женские статуэтки (IV-II вв. до

н. э.). Рассматривая их, можно реально представить, как

одевались в то время, какие были прически.

К раннему периоду херсонесской истории относятся и

великолепные образцы ювелирного искусства, найденные

в склепе у городских ворот, выходящих в перибол. Это золо-

тая диадема и серьги (хранятся в Эрмитаже). Работа

ювелира поражает филигранной техникой и скрупулезной

проработкой деталей. Достаточно сказать, что к миниатюр-

ной серьге прикреплено изображение колесницы с четверкой

коней, которыми правит крылатая богиня победы Нике.

Все выполнено настолько тщательно, что можно разглядеть

перья на крыльях богини!

Мы говорили в основном об архитектуре и скульптуре,

а была ли в Херсонесе раннего периода живопись? О поли-

хромной росписи элементов архитектуры уже упоминалось.

Но существовала ли тогда живопись в полном смысле сло-

ва? Да, существовала. При раскопках были найдены куран-

ты - инструменты художника для растирания красок

и наконец портрет, живописный портрет человека IV-III ве-

ков до н. э., выполненный на известняковой плите с исполь-

зованием техники энкаустики (использование красок с рас-

плавленным воском).

К сожалению, полностью надгробие, где находилось изо-

бражение, до нас не дошло - сохранилась только его часть,

найденная в забутовке башни Зенона. Это лицо молодого

- 70 -

Фотография: Амфоры. III в. н. э.

Херсонесский заповедник

человека, красивое и грустное. Портрет явно не стилизован

и изображает именно реальное лицо.

Чисто греческие традиции в искусстве Херсонеса сохрани-

лись до первых веков новой эры, когда стало ощущаться

римское влияние. Ни храмов, ни общественных зданий вре-

мен язычества в Херсонесе не сохранилось - они были раз-

рушены сторонниками христианства еще в IV веке в период

торжества новой религии. Но найденные фрагменты позво-

ляют предположить, что в римское время в городе сооружают

крупные здания высотой в 10-12 метров.

Со временем в Херсонесе утверждаются принципы рим-

ского искусства, также, впрочем, как и традиции подчинен-

ных Риму народов. В Херсонес проникают также восточные

влияния. Коренным образом изменяется тип и стиль надмо-

гильных сооружений. В античную эпоху (вплоть до I в. до

н. э.) надгробные памятники с некрополей Херсонеса обычно

выглядели так: узкая вертикальная стела с именем погре-

бенного и символическими атрибутами, объясняющими его

- 71 -

Фотография: Голова Диониса (известняк).

II в. н. э.

Херсонесский заповедник

профессию (например, меч воина), возраст (посох старца),

пол (женский пояс). В I-IV веках они сменяются саркофа-

гами с рельефными изображениями, на стелах появляются

погрудные портреты погребенных, широкое распространение

получает тема изображения "заупокойной трапезы".

В Херсонесе стоял римский гарнизон, состоящий из пред-

ставителей многих национальностей, входящих в империю.

Они оставили свои надгробия и алтари.

Происходит синтез греческих художественных традиций

с римскими и варварскими. Создается местный художе-

ственный стиль. Для его характеристики процитируем мне-

ние специалистов: "Своеобразие местного стиля выражалось

прежде всего в том, что, обобщая, иногда предельно, пласти-

ческие формы, передавая мелкие подробности причесок и

одежды, мастер довольствовался внешней... правдивостью

человеческой фигуры. Это не было результатом профессио-

нальной слабости, но, главным образом, иных эстетических

норм. Образ человека в работах местных мастеров часто

- 72 -

не имел психологической выразительности, зато любовь

к декоративности, чувство гармоничной композиции при-

давало произведению истинно художественный, закончен-

ный вид" (53).

В 1908 году вблизи Уваровской базилики раскопками

Р. X. Лепера был открыт небольшой, высотой в 13 см муж-

ской бюст из известняка. Судя по всему, это не фрагмент, а

законченное произведение. Бюст имеет некоторые повреж-

дения (отбит, в частности, кончик носа), но очень интересен.

Особенно выигрышный ракурс для осмотра произведения -

анфас с поворотом вправо. Широкое лицо с высоким лбом

несколько сурово, почти прямые брови обрамляют глубоко

посаженные глаза. Короткая, но густая борода, длинные

волосы падают на спину, они завиты в спиралевидные ло-

коны. Предполагают, что бюст представляет бога виноделия

Диониса - тип его изображения с бородой известен в Хер-

сонесе издавна.

В описанном произведении удивляет бросающаяся в глаза

анатомическая неправильность - непропорционально ма-

ленькие уши, расположенные, кроме того, почти у висков.

Трудно поверить, что при общем высоком уровне работы

скульптор допустил столь явную ошибку.

Культура Херсона раннехристианского периода определя-

лась не только уровнем мастерства местных художников,

но испытывала сильнейшее византийское влияние. Это по-

нятно - город подчинялся империи политически и именно

оттуда проникло христианство. Однако сохранились и неко-

торые античные традиции (базиликальный тип храма уна-

следован от язычества). Особенно они заметны в декоратив-

ном искусстве, которое в этот период играло заметную роль.

Замечательный мозаичный пол обнаружен в крестообразном

загородном храме на территории городского кладбища-не-

крополя у берега Карантинной бухты. Здание сооружено

в V веке и служило мавзолеем богатого семейства, через

столетие его перестроили в церковь находящегося там мо-

настыря Богородицы Влахернской. Вот описание пола, сде-

ланное одним из исследователей памятника: " В центре его -

квадрат, в котором изображены большая ваза (канфар) с

произрастающей из нее лозой и два павлина по сторонам

вазы, олицетворяющие, по древнехристианской символике,

бессмертие и райскую жизнь. Квадрат окружен множеством

сплетенных кругов, в каждом из которых помещены изобра-

жения птиц, зверей, рыб, плодов и пр., условно воспроизво-

дящих библейский райский сад со всем разнообразием рас-

тительного и животного мира" (54).

Хотя в христианских храмах этого периода колонны стоя-

- 73 -

ли не снаружи, а внутри, они по-прежнему делались из мра-

мора, их капители украшались тонкой и изящной резьбой.

Мраморными были также наличники входов, преграды пе-

ред алтарями. В большинстве они выполнены из проконес-

ского мрамора, добывавшегося на острове Проконесс в Мра-

морном море. Изделия заказывали в находившихся при ка-

меноломнях мастерских, которые и выполняли детали нуж-

ного размера и стиля. (Возможно, заказчик высылал эскизы,

а быть может, изделия были стандартизированы и выпуска-

лись по определенным образцам.)

Внутренние стены церквей расписывались фресками или

украшались смальтовой мозаикой. Например, свод купола

баптистерия (крещальни) у Уваровской базилики был по-

крыт мозаикой, изображающей звезды на голубом фоне, что

символизировало небо.

С течением времени базиликальный тип храма уступает

место крестово-купольному, повсеместно утвердившемуся в

Херсоне в XI веке. Он был значительно меньше по размерам,

чем базилики, но иногда строился в два этажа. При этом

первый служил усыпальницей. Для того времени характер-

но внимание архитектора к отделке фасадов. Они облицовы-

вались гладкотесаным камнем, плитами с вырезанными

изображениями птиц, животных, крестов. Появляются орна-

менты-плетенки, декоративные пояса из кирпича-плинфы.

Большое распространение получил геометрический орна-

мент, которым покрывают архитектурные детали, выполнен-

ные из местного известняка.

Широко используется фресковая живопись, развивавшая-

ся в общем русле византийского стиля. Ее образцами могут

служить сохранившиеся фрагменты "Лик богоматери"

(IX-Х вв.) и "Лик неизвестного святого" (XIII-XIV вв.)

Но кроме ритуальных изображений развивалось декора-

тивное искусство, применявшееся для украшения предметов

обихода, быта. Здесь преобладал самобытный народный

стиль. Излюбленными темами являются изображения птиц

и зверей. Причем авторы этого красочного декора не стре-

мятся к натуралистической достоверности изображения

животного. Цель чисто декоративная - создать красивый,

красочный предмет. Поэтому зверь может быть подан в не-

естественной позе, отдельные части его тела деформированы,

в зависимости от формы декорируемого предмета и т. д.

Изменилась в этот период и планировочная структура

города. Впрочем, не везде. Если в портовой части еще сохра-

нились регулярные, прямоугольные кварталы, то в западной

они сменились небольшими неправильной формы кварталь-

чиками с извилистыми улицами и переулками. Это было выз-

- 74 -

вано тем, что западный район в Х веке не был заселен, лежал

заброшенным и новое население застраивало его стихийно,

не считаясь со старыми улицами, которые, очевидно, уже не

прослеживались. Меняется и ориентация входов в усадь-

бы - они теперь направлены не на улицы, а во внутри-

квартальное пространство, где возникает небольшая внут-

ренняя площадь.

Реконструкции жилых домов того времени кажутся нам

удивительно знакомыми. Где-то мы уже видели эти- двух-

этажные дома, где первый этаж каменный, а второй де-

ревянный и несколько выступает за линию стены. Туда

поднимались по наружной лестнице, выводящей на галерею.

Двускатная крыша крыта черепицей, как и крыши сараев во

дворе. Да ведь это же типичный дореволюционный или даже

довоенный крымский дом, который и сейчас еще можно

видеть в старых селах в Байдарской долине. Живуча оказа-

лась традиция - почти тысяча лет этому типу жилья!

В первом этаже помещались подсобные помещения, во вто-

ром жили. В сараях во дворе содержали домашних живот-

ных, здесь же обычно стоял небольшой сарайчик, где храни-

лись принадлежности для рыбной ловли. В Херсоне, морском

городе, все жители были рыбаками.

Вот таким был Херсон в последний период своего существо-

вания, таким он окончил свои дни и лежал погребенный под

землей.

Последний штрих к его портрету. Херсонес, как и Севасто-

поль, сражался в 1941-1942 годах. На его территории в

бетонном бункере старой батареи был оборудован запасной

командный пункт, куда в начале июня 1942 года перешли

командующий Приморской армией генерал И. Е. Петров,

начальник штаба Н. И. Крылов и командующий береговой

обороной города П. А. Моргунов.

Сильно пострадали от бомб и снарядов западные крепост-

ные стены - они снова использовались по прямому назна-

чению - защищали бойцов, оберегавших свой город.

- 75 -

Назад

На главную страницу