Назад

 

На© главную© страницу

 

8. Фанагория

 

Переправившись через древнее русло Кубани за Ким-

мерийским валом, мы попадаем на небольшой, но очень

важный в культурно-историческом отношении остров

Фанагорию, названный по имени расположенного на нем

главного города азиатской части Боспора. Остров Фанагория

ограничен с запада Таманским заливом, с востока Ахтани-

зовским лиманом, а с севера и юга высохшими руслами

Кубани.

©© На северной окраине поселка Сенного возвышается вы-

сокий, видный издалека, ровно срезанный наверху холм,

скрывающий значительный город Фанагорийского остро-

ва - Кепы. Почти на тридцать метров над уровнем рядом

лежащего моря поднята поверхность холма. При бли-

жайшем рассмотрении она вовсе не так ровна, как это

кажется издали. Остатки окопов военного времени и следы

раскопок основательно изменили топографию. На холме

располагалась только часть города. Другая, не менее

значительная часть его находилась на нижней террасе и,

как многие античные поселения этого района, частично

размыта наступающим морем(40).

©© Основание города относится к одному из ранних этапов

милетской колонизации, к середине VI века до н. э.

Основой экономики Кеп служило сельское хозяйство. Это

подтверждается самим названием города, которое в пере-

воде с греческого означает "сады". Город играл заметную

роль в хозяйственной и политической жизни Боспорского

государства. Известно, что дед знаменитого греческого

оратора Демосфена, Гилон, получил Кепы в управление

 

- 140 -

 

в награду за передачу правителям Боспора независимого

 

полиса Нимфея на европейском побережье Киммерийского

пролива. Гилон пользовался доходами с фороса - дани с

жителей города и окружающих земель. Во время междо-

усобной войны между сыновьями архонта Боспора Пери-

сада I - один из них - Притан - после неудачной по-

пытки поднять восстание в Пантикапее против брата Евмела

бежал в Кепы, где и погиб от руки наемного убийцы.

©© Археологические раскопки в Кепах открыли винодельни

и керамические печи, остатки храмов, жилых домов и

терм. Найдены архитектурные ордерные детали и много-

численные фрагменты плиток тончайшей мраморной об-

лицовки стен и мозаичных полов. В развалинах неболь-

шого храма, посвященного богине Афродите, построенного

по образцу известного в греческой архитектуре типа

"храма в антах", была найдена знаменитая Афродита

Таманская - фрагментированная мраморная статуэтка

эллинистического времени. Полуобнаженная богиня стоит

в непринужденной позе, опираясь локтем левой руки на

согнутую в колене ногу. Этот тип изображения Афродиты

несколько отличается от образа прекрасной обнаженной

богини, воплощенного в Афродите Книдской работы скульп-

тора Праксителя, и восходит к более строгим архетипам

Афродиты Урании, которая изображалась полуобнажен-

ной, подобно статуям Афродиты Милосской или Арльской.

В таманской скульптуре нет условности - настолько

естественно и просто передает теплый, слегка желтоватый

мрамор структуру живого человеческого тела.

©© Произведения, созданные великими мастерами клас-

сической эпохи, служили образцами для рядовых скульп-

торов на протяжении всего античного времени. Афродита

Таманская только в этом смысле является рядовым произ-

ведением скульптурной мастерской острова Родоса эл-

линистического времени. Там же были найдены подноше-

ния богине от почитателей: монеты, сосуды, архитектур-

ные мраморные украшения.

©© Существование еще одного храма Афродиты, созданного

на рубеже VI-V веков до н. э., установлено Н. И. Соколь-

ским на основании граффити - надписи, процарапанной

на чернолаковом сосуде, с монограммой имени богини(41).

К начальной истории города - VI веку до н. э- относится

еще один памятник античного искусства, хранящийся сей-

час, как и Афродита Таманская, в ГИМе в Москве. Это

мраморная голова куроса - юноши-атлета. Образ идеально-

го юноши, победителя спортивных игр, был очень попу-

лярным в греческой скульптуре. В архаическую эпоху в

 

- 141 -

 

На стр. 142 фотография: Афродита Таманская.

II в. до н. э. ГИМ©©

 

Фотография: Голова куроса© из Кеп.

VI в. до н.э. ГИМ.

 

виде такого юноши изображали иногда Аполлона. Голова

куроса из Кеп - часть небольшой скульптуры характер-

ного для поздней архаики типа, скорее обозначающего

определенный культурно-религиозный архетип, чем изоб-

ражающего реального человека.

©© После гибели античного города в IV веке н. э. здесь

возникло поселение византийского времени, позднее заня-

тое турецко-татарской деревней.

©© За Сенным поселком современное шоссе выходит на

трассу старинного почтового тракта, соединявшего Темрюк

с Таманью. По этому пути следовали в разное время

путешественники и ученые Ф. Дюбуа де Монпере, Э. Кларк,

П. С. Паллас, П. И. Сумароков, поэты А. С. Пушкин,

М. Ю. Лермонтов и другие, оставившие прекрасные описа-

ния Таманской земли.

©© В трех километрах к югу от Сенного находится огромное,

самое большое городище Таманского полуострова, отож-

дествляемое с античным городом Фанагорией, азиатской

 

- 143 -

 

столицей Боспорского царства(42). Город располагался на

двух террасах, возвышающихся одна над другой с пере-

падом в несколько метров. Верхняя его часть имеет

четкие границы, особенно на востоке и юге. Нижний город

очерчен менее четко - он ненамного выше окружающей

пригородной территории. В восточной части городища

в море уходит древняя кладка толщиной до 6 м и длиной

300 м, которую разные исследователи отождествляют то с

молом пристани, то с оборонительной стеной города. Море

здесь наступает на берег. Подводные исследования пока-

зали, что значительная часть города разрушена морем,

но только сохранившаяся территория его занимает площадь

в 35 гектаров.

©© По свидетельствам античных авторов, основателем Фана-

гории был некий Фанагор из города Теоса, бежавший от

персов на берега Понта. После завоевания Киром Лидий-

ского царства в 546 году до н. э. города малоазийского по-

бережья Эгейского моря, и в том числе Теос, вынуждены

были подчиниться персам. Известно, что в это время теос-

цами был основан город Абдеры. Поэтому вполне вероятно,

что Фанагория, как это сообщает византийский филолог,

митрополит Фессалоник Евстафий Солунский, ссылаясь

на греческого писателя и историка III века Арриана, была

колонией Теоса. В 1896 году на территории городища был

найден камень с посвятительной надписью: "Аполлодор,

сын Фанагора, посвятил Афродите Урании, владычице

 

Апатура при Перисаде, архонте Боспора и Феодосии, и

царе синдов и всех меотов"(43). Имя Фанагора, отца Апол-

лодора, впервые встречается в ономастике Боспора и может

служить косвенным подтверждением свидетельств древних

историков.

©© Фанагория VI века до н. э. была небольшим самостоятель-

ным полисом, подобно всем греческим колониям этого вре-

мени. Судя по находкам здесь кремневых орудий, город

возник на землях, издавна заселенных. Позднее, в эпоху

объединения независимых полисов Киммерийского Боспора

в единое государство, Фанагория стала крупнейшим хозяй-

ственным и культурным центром всей его азиатской части.

Этому способствовало ее расположение близ судоходного

русла Антикита в центре восточного берега пролива. Осно-

вой экономики города служило земледелие и торговля с

метрополией и местными племенами. Фанагория снабжала

их керамической посудой, вином, маслом, получая взамен

хлеб, рыбу, рабов, скот и переправляя товары на рынки

Аттики и Малой Азии. В течение всей античной эпохи

Фанагория активно участвует в сложной политической

 

- 144 -

 

и хозяйственной жизни Боспорского царства, сохраняя

вместе с тем остатки полисной автономии, к которым в

первую очередь относится чеканка собственной монеты.

©© В один из наиболее драматических периодов жизни Бос-

пора - в эпоху войн Митридата VI Евпатора с Римом - жи-

тели Фанагории подняли восстание против Митридата, за

что после гибели последнего городу была предоставлена

автономия. Город получил самоуправление, в нем функ-

ционировали Совет и Народное собрание. В то же время он

подчинялся боспорской администрации. Впрочем, автоно-

мия была очень кратковременной - не более двух десяти-

летий. Уже при Фарнаке, сыне Митридата, Фанагория вновь

подчинялась Боспору с частичным сохранением самоуправ-

ления. Позднее, при Полемоне I, город был переименован

в Агриппию (в честь зятя императора Августа - Марка

Агриппы).

©© Археологическое исследование Фанагории ведется уже

более ста лет. Тем не менее градостроительная структура

ее практически неизвестна - так велика площадь антично-

го поселения. Город несомненно имел оборонительные стены

с башнями и воротами, однако сейчас открыты только не-

значительные остатки этих сооружений, не позволяющие

восстановить их точное и полное расположение и конструк-

цию. Планировка города не была прямоугольной. Центр его

располагался на нижнем плато, где обнаружены фундамен-

ты монументальных зданий и архитектурные ордерные

детали. По свидетельству Аппиана, древнеримского истори-

ка, грека по национальности, в городе был акрополь, ко-

торый во время восстания жителей против Митридата был

занят его союзником, царем местных племен Артаферном.

Остатки акрополя пока не найдены и местоположение его

остается неизвестным. В городе были храмы Афродиты

Урании Апатуры, Аполлона Врача, Геракла и, возможно,

Диониса и Кибелы. Остатки одного из храмов V века до н. э.,

посвященного, вероятно, Афине или Артемиде Агротере,

обнаружены в 1975 году. Это был типичный греческий

"храм в антах" с двумя колоннами на главном фасаде.

Открыты также остатки богатых жилых и общественных

зданий с замечательными монументальными росписями

и великолепной отделкой. В верхнем городе открыт ремеслен-

ный район - Керамик - с многочисленными керамиче-

скими мастерскими и печами для обжига.

©© В Фанагории найдены постаменты статуй, возведенных

знатными гражданами почитаемым богам: Афродите Ура-

нии, Гераклу, Аполлону Врачу, Аполлону Вечному, Отече-

ственным богам, а также правителям Рима и Боспора:

 

- 145 -

 

Фотография: Акротерий из Фанагории..

IV в. до н.э. ГМИИ

 

Ливии, супруге императора Августа, боспорской царице

Динамии, Рискупориду.

©© Искусство города, имевшего сложный этнический состав,

не было однородным. Известны произведения, выполненные

в чисто эллинских традициях, памятники смешанного син-

кретического стиля, свойственного боспорскому искусству

в целом, работы местных мастеров.

 

Выдающимся памятником позднеклассического искусства

является великолепный резной мраморный акротерий,

найденный в окрестностях Фанагории и хранящийся сейчас

в ГМИИ. Даже зная прекрасные образцы древнегреческой

скульптуры, трудно поверить, что это изящное, тонкое

изделие вырезано из камня. Листья аканфа, упругие и гиб-

кие, образуют большую, более метра высотой, пальметту,

украшавшую некогда фронтон здания или надгробную

стелу IV века до н. э.

©© Прекрасный образец работы местного мастера греческой

школы представляет собой скульптурный портрет знатно-

 

- 146 -

 

Голова синда из Фанагории.

IV в. до н. э. ГМИИ

 

го туземца, синда или меота, также относящийся к IV веку

до н. э. (ГМИИ). Голова является частью большой статуи.

Глубокая реалистическая проработка лица скульптуры,

выполненной в лучших традициях поздней классики, от-

ражает и этнические и индивидуальные психологические

черты модели - властного, сильного человека.

©© Позднее, в эллинистическую эпоху, творчество местных

художников претерпевает значительные изменения. Воз-

никает специфический "боспорский" стиль, совмещающий

в себе греческие традиции и попытки национального, или,

скорее, местного творческого самовыражения. Проще всего

оценить подобное изменение стиля как варваризацию, твор-

ческое вырождение изолированной субкультуры, хотя о

полной изоляции говорить нельзя. Однако если рассматри-

 

вать это яление как отражение более широкого процесса

синкретизации культуры в целом, то на первый план выхо-

дит самобытность неизвестного ранее мировосприятия. Это

не варваризация - это просто другое видение мира.

 

- 147 -

 

Рельеф с нимфами

из Фанагории.

 

Конец I в. до н. э.

ГМИИ

 

К произведениям "боспорского" стиля относится найден-

ная в Фанагории великолепная статуя воина. Черты лица,

особенности вооружения и одежды, а главное, специфиче-

ские стилистические особенности скульптуры с несомнен-

ностью указывают на работу местного мастера, изобра-

зившего своего соплеменника - синда или меота (КИАМ).

©© В эллинистическую эпоху наряду с местными мастерами

в Фанагории работали и греческие скульпторы, распро-

странившие художественные традиции метрополии на новые

для них объекты - богов местного пантеона. В Феодосий-

ском музее хранится рельефное изображение очень популяр-

ного на Боспоре крылатого грифа, легендарного стража

далекого уральского золота, оберегавшего его от аримаспов

и амазонок. Плита с изображением грифона была частью

большого саркофага и охраняла погребение какого-то знат-

ного боспорца.

©© Очень интересный мраморный рельеф открыт при рас-

копках в 1970 году. На двух его фрагментах, хранящихся

 

 

- 148 -

 

На стр.149 фотография: Фигурный сосуд

в виде сфинкса из Фанагории.

Конец V- начало IV в. до н. э.

Гос. Эрмитаж

 

в ГМИИ, изображены танцующие нимфы. Несколько сухо-

ватая трактовка одежды со стилизованной обработкой кон-

цов покрывал в виде "ласточкина хвоста" возрождает древ-

ние архаические традиции. Этот стиль, древнее "ретро",

получивший название архаизирующего стиля, был широко

распространен в позднеэллинистическую эпоху.

©© В эрмитажной коллекции антиков хранятся три замеча-

тельных сосуда из Фанагории раннеэллинистического вре-

 

мени - уникальные для Боспора произведения мелкой

пластики. Сосуды выполнены из обожженной глины и ярко

раскрашены в несколько цветов. Один из них сделан в

форме бюста Афродиты, заключенного между двумя рако-

винами. Другие изображают Сирену и Сфинкса. Найдены

они в погребении, но, наверно, имеют бытовое назначение

и характеризуют интерьер богатого жилого дома.

©© После нашествия кочевников в IV веке Фанагория остает-

ся большим городом, тогда как другие города Боспора либо

прекращают свое существование, либо значительно умень-

шаются в размерах. Нашествие гуннов, несомненно, раз-

рушило город, но уже в раннем средневековье жизнь снова

возродилась здесь. В 635 году вождь болгарских племен

Кубрат, освободившись от власти Тюркского каганата,

создал самостоятельное государство - Великую Болгарию,

столицей которого стала Фанагория. Кубрата поддерживала

Византия, нуждавшаяся в сильных союзниках в Северном

Причерноморье. Император Ираклий пожаловал ему почет-

ный титул патрикия, но после смерти Кубрата Великая

Болгария подчинилась Хазарскому каганату. В самом конце

VIII столетия в Фанагории под личным присмотром прави-

теля Боспора Болгация и представителя кагана Папация

жил ссыльный император Юстиниан II, за которого хазар-

ский каган выдал замуж свою дочь.

©© В средневековую эпоху город неоднократно перестраивал-

ся после разрушительных набегов кочевников. При этом

максимально использовались остатки разрушенных соору-

жений и сохранялась прежняя планировка кварталов. Го-

род существовал до Х века, когда после особенно опусто-

шительного набега печенегов Фанагория погибла навсегда.

©© На восточной окраине Фанагорийского острова в Ахта-

низовский лиман выступает Рахмановский мыс, на котором

находится гора Бориса и Глеба - невысокий пологий холм.

В начале прошлого века во время извержения грязевого

вулкана на этой горе, которое сопровождалось небольшим

землетрясением, открылись развалины античного храма.

Среди обломков обычных строительных камней была найде-

на известняковая плита с греческой надписью: "Ксеноклид,

 

- 150 -

 

сын Посия, посвятил храм Артемиде Агротере при Перисаде,

сыне Левкона, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов,

торетов и дандариев"(44). Перисад I, сын Левкона, управлял

Боспорским царством в середине IV века до н. э. Тогда же и

был построен храм Артемиды, покровительницы сельско-

хозяйственной округи острова. Где-то поблизости на берегу

лимана была найдена скульптурная группа, состоящая из

мужской и женской фигур, вместе с постаментом с над-

писью: "Комосария, дочь Горгиппа, жена Перисада, по

обету посвятила сильному богу Санергу и Астаре при Пери-

саде, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, всех маитов

и фатеев"(45). Судя по надписи, скульптурная группа, от-

носящаяся к тому же времени, что и строительство храма

Артемиды, была поставлена представительницей царского

дома Боспора, женой правящего царя и внучкой архонта

Сатира I. Это говорит о большом значении святилища в

античное время, а обращение к культу восточных божеств

указывает на многофункциональность культовой террито-

рии, на которой мог быть не один храм, а целый культовый

комплекс. При разведочных раскопках здесь были найдены

рустованные стеновые блоки, барабаны дорических колонн,

капители и базы пилястр.

©© По легенде, у подножия этой горы до турецкого владыче-

ства стоял русский монастырь Бориса и Глеба времен Тму-

тараканского княжества. По той же легенде, главная икона

монастыря хранилась в церкви ближайшей станицы Ахта-

низовской. В прошлом веке на вершине горы была построена

часовня, разрушенная во время гражданской войны.

©© Система расселения на Фанагорийском острове опреде-

лялась его небольшими размерами. Два крупных прибреж-

ных города, Фанагория и Кепы, обеспечивали надежную

защиту побережья, а поселения на берегу древнего русла

у поселка Соленый и у подножия Борисоглебской горы

контролировали выход из Антикита в море. Сельскохозяй-

ственная территория здесь невелика и вполне могла об-

служиваться жителями этих поселений. Был на острове,

кроме храмов в Фанагории и Кепах, и собственный культо-

вый центр у Рахмановского мыса.

©© Города Фанагорийского острова окружают огромные

некрополи - когда-то только в ближайших окрестностях

Фанагории насчитывалось более трехсот курганов. За ты-

сячелетнюю историю характер погребений неоднократно

изменялся, чему способствовали этнические перемены в

составе населения. Известны курганные погребения со

склепами разных типов, плитовые могилы, амфорные за-

хоронения кремированных остатков и другие.

 

- 151 -

 

 

Самый известный курган острова - Артюховский, нося-

щий имя находившегося неподалеку хутора. Его исследова-

ние началось более ста лет назад и до сих пор не может

считаться законченным. До раскопок он имел 6,4 м в высоту

и 131 м в диаметре, то есть по боспорским масштабам был

весьма скромных размеров,- курган Большая Близница

в Синдике, речь о котором пойдет ниже, превосходил его

по всем параметрам в 2,5 раза. В Артюховском кургане

открыто более двух десятков погребений разного времени,

из которых выделяются три близких по времени за-

 

хоронения, относящихся ко II веку до н. э. Самым богатым

было одиночное женское погребение. Даже простой перечень

украшений говорит об особом положении, которое занимала

знатная боспорянка при жизни: шесть ожерелий, золотая

гривна, булавка с кисточкой, золотой медальон с изображе-

нием Афродиты и Эрота, два змеевидных браслета, три

золотых перстня, золотая диадема - шедевр античной то-

ревтики, серебряные туалетные вазы, зеркало, шкатулки.

сосуды.

©© Прекрасным памятником греческого ювелирного искус-

ства эллинистической эпохи является золотая диадема с

гранатами (Эрмитаж). В центре ее - выполненный из зо-

лотых трубочек "гераклов узел" - две петли, вставленные

друг в друга, к которым прикреплены полированные грана-

ты - альмандины темно-красного цвета. В середине узла

помещена золотая бляшка с изображением орла, уносящего

на Олимп Ганимеда. Узел окружен шестью сложными по

форме подвесками - кисточками из золота с гранатами.

©© Два других погребения - парные. По набору вещей они

однотипны с этим одиночным погребением, хотя несколько

скромнее. Возможно, они являются захоронениями супру-

гов, умерших в разное время и похороненных в одной

гробнице, построенной еще при жизни.

©© По находкам в двух погребениях медальонов с изображе-

нием Афродиты и Эрота предполагается, что Артюховский

курган был склепом жриц Афродиты(46).

©© Далее на нашем пути последний остров архипелага -

Синдский.

 

- 152 -

 

9. Синдика

 

Остров Фанагорию от соседнего Синдского острова в древ-

ности отделяло одно из главных русел Антикита, начинав-

шееся в Ахтанизовском лимане, проходившее через высох-

шее сейчас озеро Яновского и впадавшее в Корокондамское

озеро у Шимарданской бухты.

© ©Страбон так описывает въезд в архипелаг, ориентируясь,

по-видимому, на это русло: "При въезде в Корокондамитиду

находится значительный город Фанагория, Кепы, Гермонас-

са и Апатур - святилище Афродиты. Фанагория и Кепы

расположены на упомянутом острове при входе в озеро с

левой стороны, а остальные города - за Гипанисом (так

Страбон называет Кубань-Антикит.- Л. В.) - в Синдской

области... Главным городом европейских боспорцев являет-

ся Пантикапей, а азиатских - Фанагория. Фанагория,

по-видимому, является перевалочным пунктом для товаров,

доставляемых из Меотиды и вышележащей варварской стра-

ны, а Пантикапей - для товаров, привозимых туда с

моря"(47).

©© По свидетельству Ф. Дюбуа де Монпере, это русло еще в

начале XVIII века могло пропускать крупные корабли.

©© Синдский остров получил свое название по имени одного

из крупнейших меотских племен, населявших восточное

побережье Киммерийского Боспора. Собственно Синдская

область простиралась к югу по меньшей мере до Горгип-

пии - современной Анапы, которая, по некоторым предпо-

ложениям, называлась Синдской гаванью и была царской

столицей синдов.

©© Главный город Синдики - Гермонасса (второй по величи-

не город азиатской части Боспора) - располагался на месте

 

- 153 -

 

современной станицы Тамань. Территория античной Гермо-

нассы раскопана далеко не полностью. Она целиком занята

строениями станицы, поэтому копать здесь трудно. Кроме

того, несмотря на многочисленные войны и опустошитель-

ные набеги кочевников, жизнь в этом поселении не прекра-

щалась. В результате этого культурный слой городища

достигает порой 12 м, включающий в себя напластования

греческой Гермонассы, византийской Таматархи, славянской

Тмутаракани, генуэзской Матреги, турецкой крепости Хун-

кала и русской Тамани, между которыми расположены

слои не сохранивших названия поселений гуннов, хазар,

печенегов и других обитателей края(48). Поэтому, чтобы уви-

деть античный город, археологам приходится проходить

сквозь слои всех последующих эпох, исследовать их и фикси-

ровать строительные остатки. На это уходит много вре-

мени.

©© Некоторое представление об античном городе можно по-

лучить по сообщениям древних писателей и географов.

В одном из описаний Черного моря - периэгессе Диони-

сия - сказано, что это "прекрасно построенный город"(49),

населенный, как и соседняя Фанагория, выходцами из

Ионии. Важным городом Боспора считали Гермонассу Стра-

бон и Плиний.

©© Греческая Гермонасса занимала очень выгодное в страте-

гическом и торговом отношении место в архипелаге. Это

был первый крупный населенный пункт азиатского Боспора,

встречавшийся въезжающим в Киммерийский Боспор со

стороны Черного моря, из греческой метрополии и мало-

азийских колоний. Город располагался на высоком об-

рывистом берегу Корокондамского озера и занимал терри-

торию относительно ровного плато, ограниченного с востока

 

и запада глубокими балками, а с юга водным бассейном,

существовавшим еще при занятии Тамани русскими вой-

сками в 1771 году. Сейчас это озеро высохло. В центре Тама-

 

ни образовалась обширная болотистая низина - хороший

ориентир для изучения богатой истории города. Берег, на

котором был расположен античный город, постоянно раз-

рушается водами залива, и значительная часть его уже

исчезла. В обрыве берега на высоте около десяти метров

над уровнем моря можно увидеть самый нижний лежащий

на материке культурный слой, принадлежащий Гермо-

нассе.

©© Судя по текстам древних авторов, посвятительным и

строительным надписям, а также по результатам археоло-

гических раскопок, Гермонасса была типичным греческим

городом, окруженным оборонительными стенами, с вели-

 

- 154 -

 

чественными храмами и статуями богов, обожествленных

героев и царей, с обычными жилыми и хозяйственными

постройками. Планировка города была нерегулярной, но

функциональной. Улицы прокладывались для обеспечения

наиболее удобных связей с морем и загородными террито-

риями. В VI веке до н. э., в эпоху основания города, главные

улицы ориентировались на причал, находившийся в северо-

восточной части, где имелось естественное понижение плато

к оврагу, спускающемуся к заливу. Хорошая связь с при-

станью была необходима городу, одной из основных функ-

ций которого была морская торговля. В позднеантичное

время, с падением значения морских связей, вызванным

кризисами в метрополии, увеличивается роль земледелия.

Направление улиц частично меняется с ориентацией на

южные и восточные дороги.

©© В Гермонассе существовали святилища Аполлона Врача,

Аполлона Дельфиния и Афродиты. Культ Аполлона был

очень распространен в колониях Милета, где он являлся

главой пантеона богов. Сохранились основания статуй,

поставленных правителями Боспора римским императорам

Августу и Веспасиану и местной знатью боспорским царям

Савромату I и Савромату II.

©© Путешественники прошлого века отмечали видимые

тогда на поверхности остатки монументальных зданий,

колоннад, бассейнов, алтарей, фонтанов. Есть предполо-

жение, что озеро в центре города использовалось для про-

ведения навмахий - гладиаторских сражений на воде.

В прошлом веке еще была видна каменная облицовка его

откосов.

 

©© В конце IV века, после нашествия гуннов, античная Гермо-

насса погибла. Жизнь замерла здесь ненадолго. В начале

VI столетия, еще при гуннских князьях, вместе с другими

землями Боспора Синдика попадает под власть Византии.

На Боспоре появляются византийские чиновники, о чем

свидетельствует боспорская надпись 522 года, где упомяну-

ты эпарх Исгудий и комит Опадин(50). В середине VI века

император Юстиниан II окончательно изгнал гуннов, после

чего наступило постепенное возрождение города. В надписи

590 года, времени правления императора Маврикия, упо-

минается восстановление кесарского дворца Евпатерием,

стратилатом и дуком херсонским(51). Город получает новое

название - Таматарха.

©© Таматарха была одним из главных городов образовавше-

гося нового государства - Великой Болгарии, вскоре при-

соединенной к могущественному Хазарскому каганату.

При хазарах, в VII-Х веках, город стал крупнейшим хо-

 

- 155 -

 

зяйственным и торговым центром государства - главной

перевалочной базой Киммерийского Боспора. Территория,

занимаемая им, включала всю площадь античной Гермо-

нассы, а местами выходила за ее пределы. Застройка горо-

да, как и в античное время, не была регулярной. Небольшие

дома с открытыми очагами, деревянными стенами, обмазан-

ными глиной, с земляной или соломенной крышей свободно

размещались по сторонам мощенных битой керамикой улиц.

Характерным строительным приемом этого времени являет-

ся кладка каменных стен и цоколей "в елочку", под углом

к наружной поверхности стены. Здания и улицы периоди-

чески ремонтировались и обновлялись. В хазарское время

в городе были собственные керамические мастерские. Мно-

гочисленные византийские монеты и остатки привозной

посуды говорят об интенсивном торговом обмене с Визан-

тией. Император Константин Багрянородный, правивший

 

в 913-959 годах, известный своими литературными и

историческими трудами, в сочинении "Об управлении им-

перией" упоминает город Таматарху, лежащий на берегу

Боспора.

©© Таматарха, под названием Самкерц, упомянута в относя-

щемся к середине Х века послании хазарского кагана Иоси-

фа кордовскому халифу. В другом хазарском документе,

хранящемся в Кембридже, имеется известие о взятии Сам-

барея (еще одно имя города) князем Хальгу. Здесь, по-

видимому, речь идет о легендарном киевском князе Олеге.

Преемник Олега князь Святослав Игоревич в 965 году раз-

громил хазар, и дальнейшая история города связана уже

с возникновением здесь русского Тмутараканского княже-

ства, столицей которого с названием Тмутаракани он ста-

новится.

©© Под 980 годом в "Повести временных лет" впервые упо-

минается один из двенадцати сыновей великого князя Вла-

димира Святого - Мстислав. Там же сообщается, что отец

наделил Мстислава Тмутараканской землей(52). В 1016 году

Мстислав Владимирович, получивший прозвища Храброго

 

- 156 -

 

На стр. 157 фотография: Археологические раскопки в Тамани.

 

и Удалого, помог византийскому императору отобрать у

хазар Тавриду. Через шесть лет состоялось знаменитое

единоборство Мстислава с касожским князем Редедей, так

поэтически описанное в летописи. Победив Редедю и на-

ложив на касогов дань, Мстислав построил в Тмутаракани

церковь Пресвятой Богородицы. Возможно, основания этой

 

церкви были открыты археологической экспедицией акаде-

мика Б. А. Рыбакова(53).

©© Позднее, собрав войско из подвластных ему местных пле-

мен, Мстислав воевал со своим старшим братом, великим

князем Ярославом Мудрым, и одержал победу, после

которой к нему отошли все русские земли по левому

берегу Днепра. После смерти Мстислава в 1036 году Тмута-

раканское княжество вместе с завоеванными землями ото-

шло к Ярославу, который завещал его вкупе с Чернигов-

ской землей и "всей страной восточной" своему четвер-

тому сыну, Святославу. Тот в свою очередь передал тмута-

раканский престол в удельное княжение своему сыну Глебу.

В 1061 году, спасаясь от преследования великого князя

Киевского Изяслава Ярославича, в Тмутаракань бежал

монах Киево-Печерского монастыря, впоследствии знамени-

тый летописец Никон. Через три года двоюродный брат

князя Глеба Ростислав Владимирович, не получивший уде-

ла, с воеводами Пореем и Вышатой захватили Тмутаракан-

ское княжество, выслав Глеба к отцу в Чернигов. Через

год Святослав изгнал Ростислава из Тмутаракани, но

после его ухода тот снова вернулся в город, а еще через

год был отравлен византийцем Котопаном, поднесшим ему

вино с ядом. Погребен Ростислав был в тмутараканской

церкви Пресвятой Богородицы, построенной еще Мстисла-

вом Удалым.

©© После этого по поручению жителей Тмутаракани Никон,

принимавший активное участие в общественной жизни

княжества, поехал в Чернигов к Святославу просить воз-

вращения Глеба на княжение.

©© Вся эта долгая история смены князей в провинциаль-

ном княжестве, которым была Тмутаракань, здесь приводит-

ся не случайно. Не случайно и особое внимание, уделенное

князю Глебу, судя по летописи, ничем себя особенно не

проявившим. Дело в том, что достоверная история этих

земель в столь отдаленную пору неизвестна и в значитель-

ной степени основана на очень интересном источнике.

©© В 1792 году на территории таманской крепости был

найден замечательный памятник русской палеографии и

эпиграфики XI века - знаменитый Тмутараканский ка-

 

мень, хранящийся сейчас в Эрмитаже. Надпись, высечен-

 

- 158 -

 

Тмутараканский камень. XI в.

Гос. Эрмитаж

 

ная на большом мраморном блоке, взятом из какой-то

разрушенной постройки византийского или греческого вре-

мени, гласит: "В лето 6576 индикта 6 Глеб князь ме-

рил море по леду от Тмутаракани до Корчева 10 000 и

4000 сажен"(54). Памятник является одной из древнейших

русских надписей и точно датирует первое геодезическое

мероприятие Руси. В переводе на современное летосчис-

ление 6 индикт 6576 года означает декабрь 1067-го -

январь 1068 года. Камень подтверждает свидетельства

русских летописей о существовании Тмутараканского кня-

жества и устанавливает его точное местонахождение. До

находки камня это княжество помещалось разными иссле-

 

дователями в весьма отдаленных друг от друга уголках

Древней Руси - от Литвы до Крыма. Так, В. Н. Татищев

полагал, что Тмутаракань находилась в Рязанской области.

М. М. Щербатов размещал ее в районе Азова. А. Лызлов и

П. Рычков определяли местонахождение княжества и города

близ Астрахани. И. Н. Болтин искал Тмутаракань в вер-

 

- 159 -

 

ховьях реки Ворсклы. Но еще в 1736 году, за 56 лет до на-

ходки камня, петербургский профессор Г.3.Байер писал:

"Тмутаракань есть то самое место, которое цесарь Констан-

тин Порфирородный Таматаркою называет и полагает

против Босфора или Керчи. Ныне называется сие место на

турецких ландкартах Темрюк и лежит против крепости Та-

мана в северо-восточной стороне подле Меотического моря"(55).

©© Преподобный Никон вскоре покинул Тмутаракань, чтобы

выполнить свою историческую миссию - создать лето-

писный свод 1073 года, послуживший основой "Повести

временных лет". При отъезде Никон оставил на попече-

ние князя Глеба основанный в 1068 году на окраине Тму-

таракани монастырь, созданный по образцу Печерского.

Возможно, этот монастырь располагался у основания горы

Бориса и Глеба на Фанагорийском острове.

©© В следующем году уехал из Тмутаракани Глеб, получив-

ший в удел Новгород. В княжестве остались его младшие

 

братья - Роман Красный и Олег Гориславич. Роман и

Олег вместе с двоюродным братом Борисом Вячеславичем,

пригласив половцев, совершили поход на Чернигов и за-

хватили его. Великий князь Изяслав и его брат Всеволод

заключили с половцами сепаратный договор и разбили

дружины братьев. Роман был убит, а Олег схвачен по-

ловцами и отправлен в Константинополь, а затем в ссылку

на остров Родос.

©© Преемник Изяслава великий князь Всеволод прислал в

Тмутаракань своего наместника Ратибора. Известны най-

денные здесь свинцовые печати с надписью "от Ратибора",

подтверждающие летописные известия. В 1081 году моло-

дые князья Давид Игоревич и Володарь Ростиславич захва-

тили Тмутаракань. Через два года вернувшийся из родос-

ской ссылки Олег Святославич прогнал Давида и Воло-

даря и вновь стал тмутараканским князем. В надписи на

одной из печатей он назван "архонтом Матрахи, Зихии и

всей Хазарии". Жена Олега - гречанка Феофания Муза-

лон - носила титул архонтессы России, еще одного города

Тмутараканского княжества, точное местонахождение ко-

торого не установлено.

©© Последний раз в летописях Тмутаракань упоминается

под 1094 годом, когда Олег с половцами пришел в Черни-

гов, однако В. Н. Татищев считал, что Олег владел Тмута-

раканским княжеством и в 1113 году. После этого глухие

упоминания о Тмутаракани известны только в "Слове о

полку Игореве", где она названа "землей незнаемой".

 

©© Среди памятников русской Тмутаракани очень интересна

небольшая иконка-образок из камня с резным изображе-

 

- 160 -

 

 

нием святого князя Глеба, приходящегося тмутараканскому

Глебу двоюродным дедушкой. По обе стороны изображения

 

имеются надписи, сообщающие языческое имя святого -

Глеб и христианское - Давид(56). Борис и Глеб Владими-

ровичи - первые русские канонизированные святые, по-

гибшие в династических распрях от руки своего двоюрод-

ного брата Святополка Окаянного - приемного сына Вла-

димира Святого. Икона с изображением одного из братьев-

младшего Глеба, найденная здесь, подтверждает принад-

лежность Тмутаракани в XI веке князю Глебу Святослави-

чу и косвенно свидетельствует о правильности отождеств-

ления ее с таманским городищем.

©© Особую группу находок составляет массовый археологи-

ческий материал: фрагменты керамических и стеклянных

изделий, которые трудно разделить по этнической принад-

лежности. Тем не менее такая работа была проделана, и

целые группы вещественных находок стали ориентирами

культуры и времени, которые помогают выделить в близ-

ких по технике исполнения предметах русские изделия.

Это трудно еще и потому, что подчинение Тмутаракани

русским князьям вовсе не означало преобладания в ней рус-

ского населения. В городе жили представители многих

местных племен, и только княжеская дружина, видимо,

была в основном русской.

©© Уход русских дружин из причерноморских степей и с

берегов Киммерийского Боспора на рубеже XI-XII веков

был связан с очередным нашествием кочевников. В данном

случае это были племена торков, а затем половцев, впер-

вые появившихся здесь еще в середине XI века. Не менее

важной причиной был распад Киевского государства на

отдельные феодальные княжества. Изолированное Тмута-

раканское княжество не могло самостоятельно существо-

вать в окружении враждебных кочевников. Тогда же на

берегах пролива вновь появляются византийские сбор-

щики податей, хотя все пространство причерноморских

степей и Таврики контролируют половцы.

В середине XIII века татаро-монголы невероятно быстро

покоряют всю Юго-Восточную Европу. Татаро-монгольское

нашествие сопровождалось коренным изменением этниче-

ского, хозяйственного и культурного облика Северного

Кавказа. По всему побережью древней Меотиды размести-

лись улусы хана Ногая, ставшего около 1260 года незави-

симым владетелем этих мест. Ногай вступил в союз с визан-

 

тийским императором Михаилом Палеологом и женился на

его дочери. По имени этого хана татаро-монгольские пле-

мена Северного Кавказа назывались ногайцами.

 

- 161 -

 

 

 

Еще при жизни Ногая были основаны первые генуэз-

ские поселения в Крыму. Несколько позднее возникла

генуэзская колония и на месте древней Гермонассы - Та-

матархи - Тмутаракани( 57 ). На генуэзских картах XIV-

XVI веков на этом месте показан город Матрега(58). Генуэз-

ское поселение здесь вряд ли было значительным, хотя

в грамоте 1446 года упоминается Симоне де Гвизольфи -

князь Матреги или византийский консул, данник тузем-

ных правителей. Судя по незначительной мощности куль-

турного слоя генуэзского времени, Матрега сильно уступа-

ла итальянским городам Крыма: Кафе, Солхату, Боспоро.

©© В конце XV века Матрега, как и другие генуэзские ко-

лонии Боспора, была захвачена турками и стала важным

стратегическим пунктом оборонительной системы Оттоман-

ской империи, контролирующим вместе с керченской и ени-

кальской крепостями вход в пролив. Турки построили здесь

довольно значительную крепость, функционировавшую

вплоть до присоединения Крыма и Тамани к России в

1783 году.

©© Турецкая крепость Хункала находилась на берегу моря,

в центре современной Тамани. Крепость ограждалась мощ-

ной каменной стеной с башнями. Две цитадели разме-

щались в противоположных углах. В центре стены, обра-

щенной к морю, находились ворота, ведущие к пристани.

С противоположной стороны были другие ворота, выходив-

шие в форштадт, или собственно город. Главная улица кре-

пости соединяла северные и южные ворота. Форштадт имел

несколько искаженную радиально-кольцевую планировку

с центром у крепостных ворот. Широкая трапеция го-

родской территории была также обнесена стеной. Антич-

ный водоем, облицованный каменными плитами, использо-

вался для хозяйственных целей. В городе было шесть му-

сульманских мечетей и армянская церковь.

©© Ко времени занятия Тамани русскими войсками город

был уже сильно разрушен, а жители переселились в Тур-

цию. Несколько лет в турецкой крепости стояли неболь-

шие гарнизоны русских войск, а неподалеку, в трех кило-

метрах восточное, в 1794 году началось строительство зем-

ляной крепости, названной Фанагорией. В то время полага-

ли, что античная Фанагория находилась на месте Тамани.

©© Вообще говоря, это была уже третья крепость, построен-

ная русскими войсками на территории Тамани, а всего,

таким образом, четвертая крепость в городе, считая старую

турецкую. Это замечание важно для установления точ-

ного места находки Тмутараканского камня. Первым укреп-

лением была земляная фортеция, построенная А. В. Су-

 

- 162 -

 

воровым сразу к западу от турецкой крепости впритык

к ее стенам. Позднее в двух километрах восточнее были по-

строены временные укрепления, которые и сменила кре-

пость Фанагория, расположенная еще восточнее, за неглу-

бокой балкой. Фанагория была земляной крепостью с камен-

ными подпорными стенами и откосами валов. Три ее

бастиона, прекрасно сохранившиеся до сих пор, возвыша-

ются на восточной окраине Тамани и являются редким

памятником русского фортификационного искусства конца

XVIII столетия. Сооружения внутри крепости не сохрани-

лись. Проектом предусматривалось строительство офицер-

ских и солдатских казарм, кордегардии, церкви и других

зданий. Чертежи крепости, выполненные известными воен-

ными инженерами И. И. Князевым и Ф. Деволаном,

утверждены генералом графом А. В. Суворовым(59). Кре-

 

пость Фанагория защищала правый фланг Кубанской

оборонительной линии. В Крымскую войну 1853-1856 го-

дов она была разрушена и больше не возобновлялась.

При строительстве Фанагории использовался камень из ста-

рых турецких построек. Бригадир Уоллант, руководивший

строительными работами, видел колонны из паросского

мрамора и каменные изваяния львов, найденные при раз-

борке турецкого города. Надо полагать, что и сейчас

в засыпанных фундаментах крепости можно обнаружить

немало архитектурных деталей античного и средневеко-

вого времени.

©© В 1792 году Екатерина©© II подписала указ о засе-

лении острова Тамань бывшими запорожскими казаками,

которые высадились здесь 25 августа. С этим событием

связана одна из загадочных страниц истории города -

находка Тмутараканского камня. Незадолго до высадки

казаков премьер-майор X. К. Розенберг, командир егер-

ского батальона, расквартированного в Тамани, обнару-

жил этот уникальный памятник. Камень с надписью был

найден солдатами где-то на городище и уложен у входа в

казарму в качестве порога. Ценность находки быстро

установили. Вскоре после высадки казаков капитан

П. В. Пустошкин, командовавший судами флотилии, от-

правил камень адмиралу Н. С. Мордвинову. В конце

1793 года о находке узнала императрица и приказала вер-

нуть камень в Тамань, поставив его на видном месте в

городе. Судно, на котором перевозили камень, попало в

ураган и было отнесено к берегам Турции. В Константи-

нополе он пролежал около года и только после этого был

доставлен в Тамань и помещен на берегу у древнего ко-

 

лодца. Солдаты егерского батальона соорудили над ним

 

- 163 -

 

каменный шатер, крытый черепицей для защиты от не-

погоды. В 1803 году известный архитектор академик

Н. А. Львов с двумя художниками - выпускниками Петер-

бургской Академии художеств Ивановым и Алексеевым -

обследовали берега Киммерийского Боспора. Посетили они и

Тамань, где Н. А. Львов, "собрав разные примечания до-

стойные остатки других древних камней, составил памят-

ник, означающий прехождение острова Тамана под вла-

дение разных народов"(60), главным элементом которого

был Тмутараканский камень. Памятник этот не сохранил-

ся, но известно, как он выглядел. Н. А. Львов "вместо

постамента поставил две генуэзские капители. Сверху их

прикрывал новонайденный Тмутараканский камень, еще

выше - камень античной Греции, а наверху мраморное

изваяние воина. На отломке старой колонны была высе-

чена надпись, объясняющая значение камня"(61). Эта послед-

няя деталь, выполненная из куска колонны серого мра-

мора, хранится в Таманском музее. Надпись гласит:

©© "Свидетель веков прошедших послужил великой Екатери-

не к обретению исторической истины о царстве Тмута-

раканском, найденный в 1792 атаманом Головатым. Сви-

детельство его свету сообщил граф Пушкин. Из былиа

извел Львов-Никольский 1803:4:17 при начальстве майо-

ра Васюренцова при пастырстве протоиерея Павла Де-

мешко".

©© Сам Тмутараканский камень позднее был перевезен в

Керченский музей, а затем в Эрмитаж, где сейчас и хра-

нится. При перевозках камень неоднократно обкалывали,

и он уменьшился примерно вчетверо. Надпись сохрани-

лась полностью.

©© Упомянутый в надписи Н. А. Львова атаман Голова-

тый известен тем, что именно он ездил в Петербург за

указом о переселении казаков, и он же объявлен автором

находки камня. А так как было подозрение в фальсифи-

кации камня, то именно Головатого подозревали в пере-

возке шаблона для надписи, изготовленного первым изда-

телем надписи А. И. Мусиным-Пушкиным или кем-либо

из ученых его круга. Это вряд ли возможно, и Н. А. Львов

был, видимо, введен в заблуждение, когда писал, что ка-

мень был найден атаманом Головатым. В августе 1792 го-

да А. А. Головатый не высаживался в Тамани с первым

отрядом казаков под командованием полковника Саввы

Белого, да и был он тогда не атаманом, а войсковым судь-

ей. Еще в пункте отправки, в междуречье Днепра и Буга,

казаки разделились на три отряда. Легкий отряд "лето"

на гребных лодках шел по морю, сушей двигался на

 

- 164 -

 

Чертеж крепости

Фанагории. ЦГВИА

 

конях отряд "зима". А. А. Головатый шел с третьим,

завершающим отрядом с обозом и семьями казаков и при-

был в Тамань только в 1793 году. Поэтому он не мог при-

сутствовать при находке камня и его отправке.

©© "При усердии" того же А. А. Головатого в 1794 году

была заложена церковь во имя Покрова Пресвятые Бо-

городицы. Она была поновлена в 1911 году в праздно-

вание юбилея высадки казаков с изменением первоначаль-

ной планировки и общего композиционного решения. Цер-

ковь выполнена в традициях русского классицизма конца

XVIII столетия и представляет собой своеобразную интер-

претацию нескольких античных планировочных типов. Со

стороны главного входа - это хороших пропорций дориче-

ский простильный храм. Однако боковые портики имеют

меньшую высоту, чем портик главного фасада. Таким об-

разом, здание в плане получило форму периптера, не со-

ответствующую его объемному решению. Это несоответ-

ствие усугубляется отсутствием угловых колонн, обязатель-

 

- 165 -

 

Камень с надписью

архитектора Н. А. Львова

 

ных для периптера. Восточный фасад выполнен также

очень своеобразно. Здесь отразилось стремление объединить

идею традиционной апсиды христианских храмов с компо-

зиционными формами античной ордерной архитектуры.

Апсида обрамлена портиком, продолжающим южную и се-

верную колоннады.

©© Композиция здания является хорошим примером свойст-

венного русскому классицизму оригинального архитектур-

ного решения православного храма в языческих античных

формах. Пропорции портиков и ордера очень хороши и

говорят о высоком мастерстве зодчего, без сомнения изучав-

шего античную архитектуру. Отклонения от классических

решений дорического ордера незначительны, но очень ха-

рактерны. Они показывают, что архитектор изучал анти-

ки по трактату Витрувия и вряд ли был знаком с памят-

никами в натуре.

©© Казаки, высадившиеся в Тамани, спешили отстроить свою

столицу - Екатеринодар, а Тамань так и осталась малень-

 

- 166 -

 

Фотография: Тамань.

Покровская церковь.

1794-1911

 

ким поселением рыбаков и прибежищем контрабандистов,

хотя и была одно время окружным городом. Таким и

застал его М. Ю. Лермонтов, оказавшийся здесь проездом

"с подорожной по казенной надобности" в сентябре

1837 года. Как известно, перевод двадцатитрехлетнего кор-

нета из лейб-гвардии в Нижнегородский драгунский полк

действующей на Кавказе армии был вызван его замечатель-

ным откликом на гибель А. С. Пушкина - стихотворени-

ем "Смерть поэта". В Тамани М. Ю. Лермонтов оказался

по дороге из Ставрополя в Геленджик, в ставку генерала

Вельяминова, куда во время Кавказской войны можно бы-

ло попасть только морским путем.

©© Результат этого посещения - повесть "Тамань"- ма-

ленький шедевр русской литературы, высоко оцененный

В. Г. Белинским, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым.

 

©© В октябре 1976 года в Тамани открыт Дом-музей

М. Ю. Лермонтова. На участке, где когда-то находилось

подворье черноморского казака Федора Мысника, восста-

 

- 167 -

 

новлена простая крытая соломой хата с хозяйственными

постройками. Рядом лежат лодки, развешаны сети. Два

года спустя неподалеку открылся небольшой, но очень со-

держательный Музей лермонтовской книги.

©© М. Ю. Лермонтов был в Тамани и во время второй ссылки

на Кавказ, в 1840 году. На этот раз он останавливался в

Фанагорийской крепости у декабриста Н. И. Лорера.

©© В 1865 году таманский урядник Ф. Г. Чепель построил

западнее Покровской церкви небольшую двухъярусную ко-

локольню с массивными опорами, в кладке которой были

использованы фрагменты античных и средневековых архи-

тектурных деталей.

©© Одновременно с поновлением церкви в 1911 году неда-

леко от пристани на высоком берегу "по мысли таман-

ского станичного общества" был сооружен памятник пер-

вым запорожцам, высадившимся в Тамани. На высоком

постаменте из глыб дикого камня стоит казак в тради-

ционной запорожской одежде со знаменем в руках. На ли-

цевой стороне постамента, немного ниже посвятительной

надписи, врезана чугунная доска с барельефом (работа

А. Адамсона), изображающим парусные казацкие лодки,

подходящие к обрывистому таманскому берегу. Автор па-

мятника - инженер-архитектор Н. К. Мальгерб. На тыль-

ной стороне памятника - слова старинной казацкой пес-

ни, посвященной этому событию. Судя по надписи, песню

сочинил все тот же Антон Андреевич Головатый, судья

войска верных казаков черноморских.

©© Накануне Крымской войны 1853-1856 годов в Тамани

был сооружен большой собор с колокольней, не сохранив-

шийся до нашего времени.

©© Группа мемориальных обелисков, посвященных памяти

павших героев гражданской и Великой Отечественной войн,

расположена неподалеку от памятника основателям Та-

мани.

©© Вокруг Тамани раскинулся обширный некрополь Синди-

ки, а может быть, и других островов архипелага. Цепи

курганов тянутся параллельно берегу к западу от горо-

да - к мысу Тузла, к юго-западу - к горе Зеленой, на

восток - к знаменитым курганам Большая и Малая Близни-

цы и Васюринскому. Как и на Керченском полуострове, в

 

курганах Тамани находили великолепной работы склепы

из тесаных камней с каменными и деревянными сарко-

фагами.

©© В 1916 году в склепе кургана на Лысой горе на окраине

Тамани, ограбленном кладоискателями, был найден Таман-

ский саркофаг - блестящий памятник архитектуры малых

 

- 168 -

 

Тамань.

Рисунок М. Ю. Лермонтова

 

форм, выполненный в Малой Азии в IV-III веках до н. э.

Саркофаг состоит из двух больших блоков мрамора и вос-

производит формы храма с двускатной крышей и фронто-

ном.

©© Каменная резьба саркофага очень проста и лаконична.

В цокольной части - "каблучок" с порезкой, в среднем

поле, в специально вырубленных углублениях, окрашен-

ных розовой краской, помещены позолоченные розетки.

Карниз с зубчиками-дентикулами, имитирующими кон-

цы деревянных балок кровли, завершается валиком с жем-

чужником и полувалом с иониками. В центральном поле

 

фронтона - также резная розетка. Фронтон крышки сарко-

фага увенчан резными акротериями; украшавшими обычно

конек кровли в монументальных сооружениях. На боко-

вых сторонах крышки помещены антефиксы, подобные ак-

ротериям детали архитектурного декора, обрамлявшие в

зданиях водостоки. Благородная простота традиционных

форм и орнаментов придает этому небольшому сооружению

 

- 169 -

 

На стр. 170 Фотография: Тамань.

Памятник первым

запорожцам,

высадившимся в Тамани

в 1792 г. 1911.

Автор - Н. К. Мальгерб

 

Фотография: Таманский саркофаг.

IV - III вв. до н.э. ГИМ.

©

цельность и законченность, свойственные нашему пред-

ставлению о классическом искусстве.

©© Саркофаг хранился вначале в Таманском музее, затем

был перевезен в Керчь. После освобождения Крыма в

1944 году поврежденный саркофаг перевезли в Москву,

в Исторический музей, где он был реставрирован и сейчас

экспонируется.

©© Склеп кургана Васюринской горы, в отличие от уступ-

чатых склепов Боспора, имеет покрытие в виде коробо-

вого или цилиндрического свода. Склеп состоит из дро-

моса с каменной лестницей, по обеим сторонам которой

расположены каменные ящики с конскими погребениями,

небольшого коридора и погребальной камеры. В трех стенах

камеры имеются ниши, предназначенные для установки

светильников. Стены и потолок расписаны по штукатурке.

На стенах изображена ограда из разноцветных каменных

плит, увенчанная ионийским карнизом, на котором нарисо-

ваны сидящие птицы. На центральной части свода изобра-

 

 

- 171 -

 

Фотография: Золотое ожерелье

из кургана

Большая Близница

 

IV в. до н. э. Гос.Эрмитаж

 

жен прямоугольный синий ковер, отороченный красной

каймой с кистями (62).

©© Неподалеку от Васюринской горы находятся курганы

Большая и Малая Близницы. Первый из них огромен даже

по античным меркам - сохранившаяся часть достигает

15 м высоты и 340 м в окружности. Центральный склеп

состоит из дромоса и погребальной камеры, перекрытой

ложным ступенчатым куполом. Верхняя часть стен камеры

завершается расписным орнаментальным поясом. На замко-

вой плите купола изображен прекрасный портрет богини

Деметры работы IV века до н. э. В склепе была погребена

женщина, возможно, жрица Деметры. В камере обнаружены

великолепные золотые ювелирные изделия тончайшей ра-

боты: головной убор с рельефными изображениями аримас-

пов, сражающихся с крылатыми грифонами, золотое

ожерелье, состоящее из трех рядов подвесок в форме

амфор, изящная сережка с изображением нереиды с доспе-

хами Ахилла в руках, сидящей на гиппокампе - мифиче-

 

 

- 172 -

 

ском животном с головой и туловищем лошади и змеиным

хвостом (63).

©© Сложные судьбы истории Таманской земли в новое

время мало способствовали сохранности ее памятников.

Наиболее известные из них хранятся в различных музеях

страны и за рубежом. Скульптура и торевтика Тамани

украшает музеи Москвы, Ленинграда, Ялты, Одессы, Феодо-

сии, Краснодара и даже Британский музей в Лондоне и

Кембриджский музей Фицвильяма.

©© На Синдском острове в системе расселения выявляется

особенность, которая выражена не так отчетливо на других

островах архипелага. Если там почти все поселения распо-

лагались на водных артериях и так или иначе были связаны

с морской торговлей, перевозками и рыбной ловлей, то в

Синдике довольно много глубинных поселений, имеющих

только сельскохозяйственное назначение. Береговые посе-

ления, как обычно, более или менее равномерно располо-

жены по побережьям Понта, залива и лиманов. Глубинные

поселения занимают подножия господствующих холмов в

центральной части Синдики, на вершинах которых возвы-

шаются наиболее богатые курганы некрополя. Ярко выра-

женной организации оборонительной системы, подобной

имевшейся на Киммерийском острове, в Синдике пока не

обнаружено. Почти нет здесь и "батареек" - крепостей.

Известны лишь укрепленные поселения у мыса Дубовый

Рынок, в западной части Ахтанизовского лимана у начала

древнего русла и две крепости на северном побережье

Кизилташского лимана, в месте его соединения с лиманом

Цокур. Последние три крепости обнаружены сравнительно

недавно - в последние десять лет, поэтому можно надеять-

ся, что при дальнейших поисках мы получим более

полную картину оборонительной системы Синдики.

©© Из исторически известных поселений Синдики можно

отметить Корокондаму, давшую название всему Таманскому

заливу (Корокондамское озеро). Она упомянута у Страбона

как крайнее к югу селение Киммерийского Боспора, до

которого пролив зимой замерзает и по льду можно пере-

правиться на другую сторону. Корокондаму искали у мыса

Панагия, где берег резко поворачивает на восток, но более

вероятно, что она находилась у основания мыса Тузла в

полном соответствии с описанием Страбона: "...на перешейке

или узкой полосе между озером и морем". Остатки

поселения здесь уничтожены морем в 1924 году, когда

коса отделилась от берега и стала островом. Обширный

и богатый грунтовый некрополь, открытый неподалеку,

исследования о котором изданы Н. П. Сорокиной, принадле-

 

- 173 -

 

жал большому поселению, существовавшему с IV века

до н. э. ( 64).

©© Современная система расселения на полуострове своим

возникновением обязана уже упоминавшемуся переселению

запорожцев в конце XVIII века. Из сорока станиц, осно-

ванных ими сразу же после переезда на Кубань, две -

Старотитаровская и Вышестеблиевская - находятся здесь.

Казачий способ освоения территории, принесенный ими на

новые земли, основывался на защите границ от набегов

врагов, а не на равномерном расселении. Не нуждались

они и в городах, кроме административных центров. Окруж-

ной город Тамань в 1858 году насчитывал менее 1500 жи-

телей. Поэтому на всем оставшемся обширном простран-

стве полуострова были только хутора, заимки и избушки

рыбаков. С окончанием Кавказской войны с горцами в

1864 году необходимость жесткой обороны отпала и нача-

лось хозяйственное освоение края. Возникают новые станицы

на Фонталовском полуострове: Ахтанизовская, Фонталов-

ская и Запорожская; сеть хуторов становится более густой.

Окружной город Тамань постепенно утрачивает свое значе-

ние центра, которое переходит к новому городу, Темрюку,

ставшему административным центром одного из семи отде-

лов Кубанской области. Хутора и отселки растут, превра-

щаясь в самостоятельные поселения. Современная сеть посе-

лений уже достаточно равномерно распределена на всей

удобной для хозяйственной деятельности территории. Идет

наступление на заболоченные места и плавни.

 

©© История нового времени на Таманском полуострове

отражена пока только в скромных обелисках, отмечающих

места важнейших событий гражданской и Великой Отече-

ственной войн. В суровом 1918 году отсюда начался

легендарный поход Таманской армии под командованием

Е. Ковтюха на соединение с основными силами Красной

Армии на Северном Кавказе. Эта эпопея блестяще отражена

в романе "Железный поток" А. С. Серафимовича, в кото-

ром Ковтюх выведен под именем командарма Кожуха.

 

- 174 -

 

Фотография: Тамань.

Памятник павшим

в Великой Отечественной войне

 

В годы Великой Отечественной войны в глубоком тылу

у немцев, прорвавшихся в предгорья Северного Кавказа,

действовали партизаны под командованием Егорина.

Позднее, в 1943 году, при подготовке прорыва "Голубой

линии" - оборонительной системы фашистских захватчи-

ков, воздвигнутой на подступах к Таманскому полуострову,

здесь были высажены партизанские десанты под командой

Славина из состава знаменитого отряда "Имени Героев

Советского Союза братьев Игнатовых". Первый взвод этого

десанта, которым командовал бывший председатель Старо-

титаровского станичного Совета Кирилл Степанович, со-

стоял из четырех отделений, организованных из казаков

таманских станиц. Ядро первого отделения составляли жите-

ли Старотитаровской станицы, второго - Вышестеблиевской

и Ахтанизовской станиц, третьего - Фонталовской и Запо-

рожской. Четвертое отделение было укомплектовано жителя-

ми Тамани.

©© Партизаны минировали дороги на Пересыпи и в других

узких участках между лиманами, препятствуя осуществле-

нию операции "Кримгильда" немецко-фашистского коман-

дования - планомерной эвакуации 17-й немецкой армии,

откатывавшейся под стремительными ударами 18-й, 56-й

и 9-й армий Северо-Кавказского фронта под командова-

нием генерал-полковника И. Е. Петрова, организатора

героической обороны Одессы и Севастополя в начальный,

самый тяжелый период войны. Группа партизан Бережного

организовала в проливе свободную морскую охоту на немец-

 

кие транспорты, перевозившие войска по плану уже новой

операции, "Брунгильда" - ускоренная эвакуация. На зах-

ваченном у немцев катере партизаны, окруженные против-

ником, таранили понтонный мост, наведенный через Кер-

ченский пролив с косы Чушка, который не могли обнару-

жить с воздуха наши летчики (65).

©© К этому времени ударные силы армий Северо-Кавказ-

ского фронта разгромили укрепления "Голубой линии" и

стремительно развивали наступление на Таманский полу-

остров. 22 сентября войска 9-й армии генерал-лейтенанта

А. А. Гречкина, действовавшие на севере полуострова,

захватили Темрюк, еще ранее окруженный тактическими

десантами Азовской флотилии контр-адмирала С. Г. Горшко-

ва, высадившимися в районе Голубицкой и Чайкино.

©© На юге полуострова части 18-й армии генерал-лейтенан-

та К. Н. Леселидзе с помощью десантов Черноморского

флота под командованием вице-адмирала Л. А. Владимир-

ского, высадившихся на Бугазской косе у Соленого озера,

повели наступление на Тамань. В центральной части полу-

 

- 176 -

 

острова войска 56-й армии генерал-лейтенанта А. А. Гречко

 

 

прорвали оборону противника между Ахтанизовским и Ки-

зилташским лиманами, захватили Старотитаровскую и Вы-

шестеблиевскую и, повернув на север, раскололи Таманскую

группировку немцев в районе Кучугур. После этого органи-

зованное сопротивление немецких войск превратилось в

паническое бегство и 9 октября 1943 года Таманский

полуостров был полностью очищен от немецких оккупан-

тов (66).

 

©© После освобождения Таманский полуостров служил

плацдармом для наступления на Крым. Здесь находились

сборные пункты войск, готовившихся к штурму Крыма,

и аэродромы их прикрытия. В Пересыпи базировался леген-

дарный 46-й гвардейский ночной легкобомбардировочный

Таманский женский авиаполк под командованием майора

Евдокии Давыдовны Бершанской. Аэродромом служила уз-

 

 

кая полоса морского берега шириной всего в триста мет-

ров, ограниченная со стороны суши высоковольтной лини-

ей. Взлетать и садиться на легких самолетах "По-2" было

очень трудно, особенно при порывистых ветрах с Азова.

В тяжелейших условиях отважные женщины полка по

нескольку раз за ночь летали на штурмовку укреплений

Керчи, снабжали боеприпасами и продовольствием истекав-

ший кровью эльтигенский десант В. Ф. Гладкова(67). В Пере-

сыпи поставлен обелиск в честь героинь таманского неба.

©© Из Тамани можно катером легко добраться до Керчи

и закончить путешествие по землям Киммерийского

Боспора.

©© Великий перекресток не потерял значения важнейшего

пересадочного пункта на водных и сухопутных путях

и сейчас. Может быть, в масштабах огромной страны

его хозяйственное значение не так уж велико, но его бога-

тейшая история и обилие памятников художественной и

материальной культуры придают ему роль уникального

района. Памятники его легко ранимы, и восстановить их

практически невозможно. Поэтому отношение к ним должно

быть предельно бережным и бескорыстным. Здесь еще много

загадок, наверняка больше, чем разгаданного, и любая

находка может оказаться единственной в своем роде и

пополнить знания о наших предшественниках на этой

земле.

 

- 177 -

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Гомер. Одиссея, песнь XI. М., 1959, с. 137.

2. Геродот. История в девяти книгах. Кн. IV, 12. М.,

1888, т. 1, с. 309.

3. Пушкин А. С. Собр. соч. в 16-ти т., т. 13. М. - Л.,

1937, с. 18.

4. См.: Дюбрюкс П. Описание развалин и следов древних

городов и укреплений, некогда существовавших на евро-

пейском берегу Босфора Киммерийского от входа в пролив

близ Еникальского маяка до горы Опук включительно,

при Черном море. - "Записки Одесского общества исто-

рии и древностей", т. 4, ч. 1, 1858, с. 4-84.

5. См.: А ш и к А. Б. Боспорское царство. Одесса, 1848-

1849; Древности Боспора Киммерийского. Спб., 1854;

Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись

на юге России. Спб., 1914.

6. См.: Марченко И. Город Пантикапей. Симферополь,

1974, с. 49-53.

7. С т р а б о н. География. Кн. VII, 4,4.

Скульптурным фигурам и маскам зверей, помещаемым

у входа в склепы, над могилами (статуи львов) и на сарко-

фагах, придавалась особая выразительность, иногда дохо-

дившая до гротеска, так как они должны были охранять

 

 

гробницы, устрашая грабителей и осквернителей захоро-

нений.

9. Цит. по кн.: Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды.

Киев, 1914, с. 107-108.

 

10.© Сумароков П. И. Досуги крымского судьи. Ч. 2.

Спб., 1805, с. 107.

 

11. Стемпковский И. Исследования о местоположении

древних греческих поселений на берегах Понта Евксин-

ского между Тирасом и Борисфеном, учиненные по случаю

найденных в 1823 году остатков древности в Одессе. Спб.,

1826, с. 7.

 

12. Сумароков П. И. Досуги крымского судьи. Ч. 2,

с. 107.

 

13. См.: Топографическое описание доставшимся по мирному

трактату от Оттоманской порты во владение Российской

Империи землям, 1774 года.- "Записки Одесского обще-

ства истории и древностей", т. 7. Одесса, 1868.

 

14. См.: Михайлова М. Б. Основные этапы формиро-

вания Керчи в XVIII-XIX вв. - "Архитектурное наслед-

ство", ╪ 25. М., 1976, с. 50-56.

 

- 178 -

 

15. Демидов А. Путешествие в Южную Россию и Крым.

М., 1853, с. 471.

 

16. См.: Михайлова М.Б. Александр Дигби-зодчий

классицизма на юге России. - "Архитектурное наслед-

ство", ╪ 28. М., 1980, с. 80-88.

 

17. См.: Князев К., Кроленко И., Михайло-

ва М. Сохранить архитектурно-градостроительное насле-

 

дие и природный ландшафт Крыма. - "Архитектура

СССР". М., 1981, ╪ 8, с. 58-63.

 

18. Славич С. К. Керченские маршруты. Симферополь,

1978, с. 87-88.

 

19. См.: Кубланов М. М. Новые погребальные сооруже-

ния Илурата.- "Краткие сообщения Ин-та археологии".

М., 1979, ╪ 159, с. 90-97.

 

20. На русском языке теоретические концепции В. Кристал-

лера и А. Л╠ша изложены в кн.: Хаггет П. Простран-

ственный анализ в экономической географии. М., 1965.

 

21. См.: Андрусов Н.И. Геологическая карта Таман-

ского полуострова. Спб., 1903.

 

22. См.: Dubois de Montpereux F. Voyage autour

du Caucase, chez les Tcherkeses, et les Abkhases, vol.V.Paris

1843.

 

23. См.: Поночевный М. О. Географический очерк

Боспорского царства. - Кубанский сборник, т. 1-2.

Екатеринодар, 1841.

 

24. См.: Войцеховский С. Ф. Опыт восстановления

рельефа Таманского полуострова применительно к эпохе

Страбона и позднейшему времени. - "Записки Северо-

Кавказского общества археологии, истории и этногра-

фии". Кн. 1 (т. III), вып. 5-6. Ростов-на-Дону, 1929.

 

25. См.: Плиний Старший. Естественная история. -

Цит. по кн.: Латышев В. В. Известия древних

писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе,

т. 2. Латинские писатели. Спб., 1904.

 

26. См.: Страбон. Кн. XI, 2, 4.

 

27. Гай Плиний Секунд. Естественная история. Кн.

VI, 18. - Цит. по кн.: Латышев В. В. Известия древних

писателей о Скифии и Кавказе. - "Вестник древней

истории", 1949, ╪ 2, с. 860.

28. С т р а б о н . Кн. XI, 2, 6 (с. 496).

29. См.: Паллас П. С. Поездка во внутренность Крыма.

вдоль Керченского полуострова и на острове Тамань.-

"Записки Одесского общества истории и древностей",

т. 13, 1883. Петр Симон Паллас, русский естествоиспы-

татель, член Петербургской Академии наук, немец по

национальности, оставил ценные в научном отношении

 

- 179 -

 

описания результатов своих многочисленных путешествий

почти по всем провинциям России. В 1793-1794 гг. он

был в Крыму и на Северном Кавказе. Очень интересные

и поэтические заметки о научной деятельности Палласа

и его роли в становлении отечественной науки сохра-

нились в записных книжках О. Э. Мандельштама, пи-

савшего книгу о натуралистах (см.: Мандельштам О.

Заметки о натуралистах. Пути в незнаемое. Писатели

рассказывают о науке. Сб. 15. М., 1980).

30. См.: Сокольский Н. И. Таманский толос и резиден-

ция Хрисалиска. М., 1976, с. 107.

31. См.: Николаева Э. Я. Поселение у деревни Ильич. -

"КСИА", вып. 168. М., 1981.

32. См.: Сокольский Н.И. Крепость на городище у ху-

тора Батарейка I. - "Сов. археология", 1963, ╪ 1,с.179

и сл.

 

33. См.: Сокольский Н. И.© Крепость на поселении

Батарейка II. - "КСИА", вып. 109. М., 1967, с. 108 и сл.

34. См.: К у б л а н о в М. М. К истории азиатского Боспора

(Новые археологические материалы с полуострова Фон-

тан). - "Сов. археология", XXIX-XXX, 1959, с. 203-

226.

35. Безымянного автора (как полагают, Скимна Хиосского)

землеописание. - Цит. по кн.: Латышев В. В. Изве-

стия древних писателей о Скифии и Кавказе. - "Вестник

древней истории", 1947, ╪ 3, с. 313.

36. См.: Крушко Ю.С.© Раскопки древнего Патрея

в 1950 году. - "Вестник древней истории", 1951, ╪ 2,

с. 225-228.

37. См.: Сокольский Н.И. Таманский толос и резиден-

ция Хрисалиска.

 

38. См.: Коровина А.К. Древняя Тирамба. - "Вестник

 

древней истории", 1963, ╪ 3, с. 126-131.

 

39. Clarke E.D. Travels in various countries of Europe,

Asia and Africa, vol. 1 - 2. Russia, Tartary and Turkey.

London, 1817. См. также: Герц К. К. Археологическая

топография Таманского полуострова. М., 1870, с. 118.

40. Историю и результаты археологических исследований

Кеп см. в статье: Сокольский Н. И. Кепы. - В кн.:

Античный город. М., 1963, с. 97-114.

41. См.: Сокольский Н. И. Культ Афродиты в Кепах. -

"Сов. археология", 1963, ╪ 4.

42. Историю и результаты археологических исследований

Фанагории см. в монографии: Фанагория. - "Материалы

и исследования по археологии", ╪ 57. М., 1956.

43. Корпус Боспорских надписей. М. - Л., 1965 (далее -

 

- 180 -

 

КБН), ╪ 971. В этой книге собраны все известные ан-

тичные надписи Боспора, имеющие огромную научную

ценность.

44. КБН, ╪ 1014.

45. КБН, ╪ 1015.

46. См.: Максимова М. И. Артюховский курган. Л.,

 

1979.

47. Страбон. Кн. XI, 2, 10 (с. 470).

48. Историю и результаты археологических исследований

Гермонассы и Тмутаракани см. в работах И.Б. Зеест

и А. К. Коровиной, опубликованных в сборниках "Архео-

логические открытия" за ряд лет.

49. Цит. по кн.: Гайдукевич В. ф. Боспорское царство.

М. - Л., 1949.

50. См.: Латышев В. В. Сборник греческих надписей

христианских времен из южной России. Спб., 1896, ╪ 98.

 

51. Там же, ╪ 99.

52. Летописные свидетельства о биографиях и деятельности

русских князей в Тмутараканском княжестве собраны

в кн.: Рапов О. М.© Княжеские владения на Руси

в Х - первой половине XIII в. М. 1977.

53. См.: Рыбаков Б. А. Отчет Таманской археологической

экспедиции за 1954 г. - Архив ИИМК АН СССР, ╪ 1051.

54. Первая публикация надписи была осуществлена извест-

ным русским коллекционером А. И. Мусиным-Пушкиным

в кн.: Историческое исследование о местоположении

Российского Тмутараканского княжества. Спб., 1794.

Свод результатов исследований о Тмутараканском камне

и библиографию см. в кн.: Медынцева А. А. Тмута-

раканский камень. М., 1979.

55. Цит. по кн.: Монгайт А. Л. Надпись на камне. М"

1969, с. 28.

56. См.: Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи

XI-XIV вв. М., 1964, ╪ 5, с. 16 и сл.

57. См.: Зевакин Е. С., Пенчко Н. А. Очерки по

истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII

и XV вв. - "Исторические записки", т. 3. Л., 1938.

58. См.: Брун Ф. Восточный берег Черного моря по древ-

ним периплам и компасовым картам.- "Записки Одесско-

го общества истории и древностей", т. 3, 1875, с. 410-428.

59. ЦГВИА, ф. 349, оп. 40, ╪ 4381.

60. См.: Глумов А. Н.А. Львов. М., 1980, с. 179.

 

61. Там же.

62. См.: Ростовцев М. И. Античная декоративная живо-

пись юга России, т. 1, 2. Спб., 1914.

63. См. там же.

 

- 181 -

 

64. См.: Сорокина Н. П. Тузлинский некрополь. М., 1957.

65. См. Игнатов П.К. М., 1973.

66. См. Гречко А.А. Битва за Кавказ. М. 1967.

67. См. Чечнева М.П. Боевые подруги мои. М., 1975.

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ГИМ - Государственный Исторический музей

ГМИИ© - Государственный музей изобразительных ис-

кусств им. А.С. Пушкина

ГНИМА - Государственный научно-исследовательский

музей архитектуры им. А. В. Щусева

ИИМК©© - Институт истории материальной культуры

КИАМ©© - Керченский историко-археологический музей

 

КСИА©© - Краткие сообщения Института археологии

©©©©©©©© АН СССР

ЦГВИА - Центральный военно-исторический архив

 

- 182 -

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Блаватский В. Д. Искусство Северного Причерно-

морья античной эпохи. М., 1947.

2. Блаватский В.Д. Пантикапей. Очерки истории

столицы Боспора. М., 1964.

3. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М. - Л., 1949.

4. Герц К. К. Археологическая топография Таманского

полуострова. Спб., 1870.

5. Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора.

Киев, 1961.

6.Каллистов Д. П.© Очерки по истории Северного

Причерноморья античной эпохи. Л., 1949.

7. Керамика и стекло древней Тмутаракани. М., 1963.

8. Кругликова И.Т. Боспор в античное время. М., 1966.

9. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые

процессы на Кубани. М., 1967.

10. Ляпушкин И. И. Славяно-русские поселения IX-

XIII вв. на Дону и Тамани по археологическим памятни-

кам. Л., 1941.

11. Марти Ю.Ю. Сто лет Керченского музея. Керчь, 1926.

 

 

12. Рыбаков Б. А. Славяне в Крыму и на Тамани.

Симферополь, 1952.

13. Соколов Г. И. Античное Причерноморье. Л., 1973.

14. Сокольский Н. И. Таманский толос и резиденция

Хрисалиска. М., 1976.

15. Фелицын Е.Д. Статистические сведения о Кубанском

казачьем войске. Екатеринодар, 1883.

 

16. Цветаева Г. А. Сокровища причерноморских курга-

нов. М., 1968.

 

17. Черноморские казаки в их гражданском и военном

быту. Спб., 1858.

18. Шелов Д. Б. Античный мир в Северном Причерно-

морье. М., 1956.

19. Щербина Ф. А.©© История Кубанского казачьего

войска, т. 1, 2. Екатеринодар, 1910.

 

 

- 183 -

 

Фотографии выполнены А. А. Александровым,

А.И. Петуховым, Л.В. Кучинским

 

 

АЛЕКСАНДР©© АЛЕКСАНДРОВИЧ©© ВОРОНОВ

МАРИЯ БОРИСОВНА МИХАЙЛОВА

 

БОСПОР КИММЕРИИСКИЙ

 

 

Редактор

Г.П. ПЕРЕПЕЛКИНА

 

 

Художник серии

Ю.К. КУРБАТОВ

 

 

Рисунки

Ю.И. РАПОПОРТА

 

Художественный редактор

Е.Е. СМИРНОВ

 

Подготовка фотооригиналов

Е.А. БЕЛОВ

 

Технический редактор

А.Н. ХАНИНА

 

Корректор

А.С. НАЗАРЕВСКАЯ

 

И.Б. ╪ 1565

 

Сдано в набор 01.11.82: Подписано к печати

25.04.83. А08398. Формат издания 70х90 1/32

Бумага тифдручная. Гарнитура школьная. Глубо-

кая печать. Усл. печ. л. 6,728. Уч.-изд. л. 8,632.

Изд. ╪ 1262. Тираж 85 000. Заказ 1738. Цена

65 коп. Издательство "Искусство", 103009 Моск-

ва, Собиновский пер., 3. Ордена Трудового Крас-

ного Знамени Калининский полиграфический

комбинат Союзполиграфпрома при Государст-

венном комитете СССР по делам издательств,

полиграфии и книжной торговли, г. Калинин, пр.

Ленина, 5.

 

- 184 -

 

БОСПОРОМ КИММЕРИИСКИМ НАЗЫВАЛИ

 

В ДРЕВНОСТИ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ,

КЕРЧЕНСКИЙ И ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВА,

ГДЕ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ,

СМЕНЯЯ ДРУГ ДРУГА,

ЖИЛИ РАЗНЫЕ НАРОДЫ,

ОСТАВИВШИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПАМЯТНИКИ

СВОИХ КУЛЬТУР.

АВТОРЫ РАССКАЗЫВАЮТ

ОБ АНТИЧНЫХ ГОРОДАХ.

РАСПОЛАГАВШИХСЯ НА ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ,

О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА,

ОБ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

ВОЗНИКШИХ ЗДЕСЬ ВПОСЛЕДСТВИИ

РУССКИХ ГОРОДОВ,

О СОВРЕМЕННЫХ ПАМЯТНИКАХ

ГОРОДА-ГЕРОЯ КЕРЧИ

 

Назад

 

На главную© страницу